вторник, 15 июля 2014 г.

РАЙ ЗА ПИРЕНЕЯМИ: КАТАРЫ, ТУЛУЗ-ЛОТРЕК И КРАСНЫЙ ГОРОД


Маленький городок Альби (Albi) расположен на юге Франции в исторической области Лангедок всего в 85 км от города Тулуза. Он совсем небольшой, тихий и провинциальный, здесь проживает чуть больше 50 тыс. жителей (51 200 жителей на 2008 год).

Альби – один из городов юга Франции, которые были построены в лангедокском стиле, для которого характерны красный кирпич и плитка. Из-за того, что историческая часть города была возведена из красного кирпича, Альби называют «красным городом».

Альби живописно расположился на возвышенности над рекой Тарн.




Местность, в которой расположен город, называлась раньше «Альбижуа» и была известна религиозными преследованиями ее жителей. Так что в истории Альби есть место трагедии.

Первое поселение здесь основано было еще до н.э. в бронзовом веке, а затем здесь жили римляне.

В 1040 г через реку Тарн был построен понтонный мост и возведены городские кварталы.

А в 13 веке здесь активно стали выращивать растение вайда красильная (Isatis Tinctoria), с помощью которого получали синюю краску. И в Альби стала процветать торговля. Деньги также поступали и за счет пошлины, которую вносили путешественники, пересекавшие понтонный мост.

Такой расцвет поселения привел к тому, что его жители могли думать о духовном больше времени, чем о хлебе насущном, в отличие от населения более бедных районов Франции. Поэтому, наверное, именно здесь и зародилось религиозное учение катаризм, которое католическая церковь, в конце концов, отнесла к еретикам.

Конца света ждали всегда. И, вероятно, ожидания конца света, который сначала предсказывали в 1000 году, а потом в 1033 году, а также очевидный кризис европейского христианства, и породили в народе надежды на обновление религиозной жизни. Уже в первых монашеских хрониках эпохи тысячелетия в одном ряду с описанием различных бедствий появляются сообщения о «еретиках и колдунах».

Катаризм не являлся принципиально новым мировоззрением, возникшим в Средние века. Считается, что катаризм – религия спасения – это один из многочисленных, однако уникальных христианских движений, появившихся одновременно в Западной и Восточной Европе в 11-13 вв главным образом в Италии, Фландрии, Южной Франции. В частности катаризм являлся выражением протеста широких слоев горожан – преимущественно ремесленников, и части крестьян против феодального гнета.

Учение катар (катары от греческого katharós – чистый) дуалична и для нее характерно противопоставление двух начал: «доброго», созданного богом невидимого, духовного и единственно истинного мира, «злому», земному, материальному миру, созданного сатаной. В человеческих душах они видели падших ангелов в мире сатаны. И души эти ожидают обещанного Христом спасения, избавления от своей земной ссылки.

В этом мире они видели единственно возможный ад, но ад преходящий, который в конце времен придет к своему концу (вот он – «конец света»), не имея ничего общего ни с вечностью, ни с Богом, ни с Его благим творением. Этот конец времен настанет тогда, когда все души людей будут спасены и вернутся к своему Творцу.

Осуждение всего земного, плотского вело к крайнему аскетизму катар. Женские и мужские общины катар жили собственным трудом. Некоторые из этих общинных домов были подобием современных хосписов, где верующие получали духовное руководство и утешение и обеспечивали себе «счастливый конец», приносящий спасение души. Монашеские дома катар не носили закрытого характера и часто имели при себе мануфактуры. Они были очень многочисленны в городах, активно участвуя в местной экономической и социальной жизни.

Катары не строили ни храмов, ни часовен и практиковали отправление культов и проповеди в домах близких людей, на лесной поляне или в любом другом месте, утверждая, что единственной Церковью Божьей является сердце человека.

Катары были довольно рационалистичны, высмеивая католические предрассудки:

«Это не Бог дает такой прекрасный урожай, а унавоживание земли», - говорили они. Или: «Зачем ты простираешься перед этой статуей? Разве ты забыл, что это человек взял кусок дерева и вырезал ее с помощью железных орудий?»

С точки зрения катар души всех людей, любой национальности, любого сословия были равны между собой и имели божественное происхождение. Катары освободили женщин от чувства вины «греха Евы».

Катары верили во всеобщее спасение всех божественных душ, попавших в рабство тел во время творения злого мира. Они считали, что переселяясь из тела в тело после своего падения, эти души получат опыт и возможность познания Добра, осознают свою принадлежность к иному миру, будут призваны Богом и воссоединятся с Ним.

Многие жители Лангедока считали катар «добрыми христианами», которые имеют большую силу спасать души. Катарские монахи следовали «Правилам справедливости и правды» и евангелийским предписаниям. Они избегали убийства, в том числе убийства животных и поэтому не употребляли животной пищи. Они избегали лжи, осуждения. Все это считалось тяжким грехом, обесценивавшим нисшедший на человека Дух.

Катары претендовали на то, что именно они являются единственной христианской Церковью, а Римская церковь – это отклонение от учения Христа. С самого начала катарские проповедники критиковали Римскую церковь за ее чрезмерный мирской характер. Многочисленные пороки Римской церкви, стремление папства к богатству и политической власти, отступление религиозной практики от евангельских идеалов «апостольской бедности» являлись для них свидетельством приверженности католицизма «князю мира сего» - сатане.

Сами же катары своей жизнью и нравами на практике демонстрировали чистоту апостольского способа жизни, что признавали даже их противники. Катары были сторонниками абсолютного ненасилия, отказывались лгать и клясться. Многие люди того времени воспринимали их как бедных странствующих проповедников, несущих Слово Божье. Катары заявляли о своем стремлении вернуться к чистоте церкви апостолов, которой была не Римская церковь, а их собственная «Церковь Добрых христиан».

Катары не признавали церковных таинств, поклонения святым. Изобличали пороки католического духовенства. Требовали ликвидации церковного землевладения, отказывались от уплаты церковной десятины.

Сегодня считается, что катары с их учением о любви и неприятием насилия, были попыткой европейского общества вернуться к истокам христианства и тем самым создать альтернативу католицизму, переживавшему глубокий кризис.

Сами катары не были склонны к проявлению враждебности в отношении самих католиков. В тех областях, где катаризм имел значительное влияние верующие обоих религий существовали и общались очень мирно и даже считали, что принадлежат сразу к обоим церквям, полагая, что обе они с большей вероятностью спасут душу, чем одна. А там, где господствовала католическая церковь, катары часто становились объектом преследования.

С конца XII века против катар Церковь при поддержки светской власти повела ожесточенную борьбу. Т.к. по своему учению катары избегали убийства, то они не могли и не умели защищаться. И в результате крестовых походов против катар и беспощадных преследований к концу 13 века – первой половине 14 века ересь катар была почти полностью искоренена. С движением катар связан ряд легенд, которые нашли свое отражение в произведениях европейского искусства и фольклора.

Итак, катары были истреблены, а провинция Лангедок потеряла свою независимость и часть своей территории.

Именно после крестового похода в Альби были возведены знаменитый собор Сен-Сесиль, как символ победы католической церкви над ересью катар, Триумфальная арка, и в конце 13 века был закончен Дворец Берби, ставший резиденцией епископов.

И с тех пор город живет спокойно, выполняя функцию узловой железнодорожной точки и места пребывания епископа, а историческая часть города, площадь которой не превышает 1 кв.км является Памятником Всемирного наследия.


Улица в Альби







СОБОР СЕН-СЕСИЛЬ (1282 – 1512 гг). Огромный и величественный собор Сен-Сесиль стоит в Альби на площади с одноименным названием, которая к тому же является и центральной площадью города. Этот главный собор Альби является самым крупным собором в мире, возведенном из кирпича. О его размерах можно судить по парку «Франция в миниатюре», который находится под Парижем, где все строения представлены в масштабе 1:30. Так вот, высота макета этого собора выше человека среднего роста. А с 2010 года собор находится под защитой ЮНЕСКО и считается шедевром южного готического стиля.  

Собор Сен-Сесиль



Площадь Сен-Сесиль – центральная площадь Альби
Подобно большинству соборов южной Франции собор Сен-Сесиль, будучи готическим, несет на себе отпечаток романской архитектуры. Инициатор его постройки доминиканский монах Бернар де Кастане, ставший в 1277 г епископом Альби, стремился превратить свою резиденцию в форпост христианства, и задуманный им собор как нельзя лучше выражал эту идею.

Возвышающийся на высоком холме над рекой Тарн массивный храм выглядит скорее как средневековая крепость. Толщина его стен достигает 4,5 м. высоко поднятые окна напоминают бойницы. 

Собор Сен-Сесиль
Выступы контрфорсов, которым приданы округлые очертания, выглядят как крепостные башни, 

Дома у подножия собора Сен-Сесиль

а могучая западная башня высотой 90 м напоминает скорее донжон феодального замка (донжон – главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля). Мрачный вид собора усиливается почти полным отсутствием декора на его стенах, целиком сложенных из красного кирпича.

Посетитель, вдохновленный суровым внешним видом собора-крепости, вступая под его своды, невольно ожидает увидеть нечто подобное и внутри. Фантазия рисует мрачные голые стены, увешанные рыцарскими доспехами, аскетичные лики ветхозаветных пророков, грубые дубовые скамьи и алтарь, похожий на плохо обработанную гранитную глыбу… 

Боковой вход в собор Сен-Сесиль

Скульптуры у входа в собор


Тем неожиданней оказывается ослепительный блеск и изящество внутреннего убранства собора. Ведь храм в Альби посвящен святой Сесиль (Цецилии) – покровительнице духовной музыки, и кажется, что ее нежность и мягкость нашли свое отражение в окружающем великолепии. 

Внутреннее убранство собора Сен-Сесиль

Через прорезанные в толще кирпичных стен узкие высокие окна в храм льются потоки света. Они рассеивают царящий в соборе полумрак и озаряют прекрасные фрески, выполненные итальянскими художниками XVI столетия, и скульптуры. Изящные стрелочные арки, украшенные изысканными каменными рельефами, устремляются ввысь. Синие и золотые геометрические узоры сплошь покрывают своды.


Роспись сводчатого потолка собора


Росписи сводчатого потолка имеют площадь 97 х 28 м и представляют собой самое большое произведение итальянской ренессансной живописи во Франции. А огромный орган, созданный в 1736 г Кристофом Мушерелем, является сегодня одним из трех лучших органов Франции. В 16 веке собор также был украшен воротами Dominique de Florence, балдахином над входом и 78 метровой колокольней.

Собор в Альби – наиболее яркий памятник южнофранцузской готики. Под его влиянием в последующие годы строились соборы и церкви в Тулузе, Барселоне и, что совсем неожиданно, во многих городах Англии. «Стиль Альби» был особенно популярен в Викторианскую эпоху (2-я половина XIX века), когда в Англии возродилась мода на готические постройки.

Именно вокруг собора Сен-Сесиль и происходила застройка города.

Рядом с собором Сен-Сесиль находится Дворец Берби, который раньше был дворцом епископов Альби. Это один из наиболее хорошо сохранившихся замков Франции. Внешне этот дворец – мощная крепость, строительство которой было закончено в конце 13 века. Кстати, Дворец Берби старше знаменитого авиньонского Дворца Пап. А название «Берби» происходит от провансальского слова Bisbia, т.е. «Дворец епископа». 

Дворец Берби

Строительство Дворца Берби началось в первой половине 13 века по инициативе епископа Дюрана де Бокэра. Это произошло уже после Альбигойского крестового похода против катар. Епископу, безусловно, нужен был замок-крепость, ведь местное население настроено было очень враждебно. Преемники де Бокэра продолжили возводить вокруг крепости оборонительные укрепления, превратив ее в настоящую цитадель: разрозненные постройки были соединены между собой, а высокие стены должны были защитить епископов от народных волнений.

В 17 веке крепость утратила свое оборонительное значение и превратилась в обычную дворцовую резиденцию. В этот период были созданы галереи, террасы, салоны и библиотека. Рядом с обновленным дворцом был разбит замечательной красоты сад во французском стиле и сделана терраса, с которой открывается чудесный вид на реку Тарн.

Рядом с дворцом был разбит замечательной красоты
сад во французском стиле.
Терасса вокруг дворцового сада
Терасса вокруг дворцового сада и вид на реку Тарн.
Сад Дворца Берби



Галерея террасы украшена скульптурами и с нее хорошо видны мосты через реку.



В 1905 году после отделения церкви от государства во Франции, дворец перестал быть епископской резиденцией и перешел в собственность города. А в 1922 году в здании дворца разместился музей уроженца Альби – художника постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека.

В музее представлена самая большая коллекция его картин – более 1000 работ, среди которых и карандашные зарисовки и знаменитые картины, и афиши представлений в «Мулен Руж». Даже на стене бывшего дворца сохранилось одно из его произведений. Кстати, в Альби есть и дом, в котором жил знаменитый художник, - на нем укреплена мемориальная доска.


Альби

Улочки Альби. Собор Сен-Сесиль виден отовсюду.

Улочки Альби

Рыночная площадь
Городской рынок в Альби
Вкуснейший французский сыр на городском рынке


Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) (1864-1901) родился 24 ноября 1864 года в Альби в одной из самых аристократических и прославленных семей Франции. 



Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в Альби. Его родители расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году. И после развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Céleyran) недалеко от Нарбонна, где он обучался верховой езде, латыни греческим языкам. Анри на протяжении всей своей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни. Его отец в обществе был известен как эксцентрическая личность, часто менял местожительства, отчего пострадало образование Анри. Но именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. И впоследствии тема цирка и развлекательных увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

В возрасте 14 лет молодой Лотрек повредил ноги и остался калекой на всю жизнь. Ноги перестали расти и остались длиной 70 см на протяжении всей жизни. Анри имел тело взрослого человека с короткими ногами и общий рост 1,5 метра.

Физический дефект лишил его возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Семья же с трудом перенесла несчастье – Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был прегражден путь в военные, он не мог присутствовать на балах, выезжать на охоту, т.е. вести образ жизни, положенный в аристократических кругах. Кроме этого, вероятность того, что Анри найдет себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Трагедия не лишила, однако, художника чувства юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником и часто прибегал к самоиронии, говоря о своем недуге. Он говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии был поставлен тренажер для гребли, на котором Анри любил упражняться. Единственный вид спорта, который был ему под силу, - это плавание.

Талант художника проявился у него очень рано, он много учился живописи, но свой стиль сформировал под влиянием идей импрессионистов, в особенности Поля Сезанна, Эдгара Дега и искусства японской гравюры.

Лишенный нормальной традиционной жизни, Тулуз-Лотрек жил полностью своим искусством. В 1882 году он приехал в Париж, и в 1884 году обосновался на Монмартре, центре развлечений – кабаре и богемной жизни, которую он так любил рисовать. Цирки, кабаре, танцевальные клубы, бордели – вся ночная веселая жизнь Парижа того времени, нашла яркое отражение на холстах художника и афишах (литографиях): он одним из первых всерьез занялся рисованием афиш. 


Афиша труппы мадемуазель Эглянтин,  1896 г


Сам Тулуз-Лотрек также был частью парижского полусвета, вел соответствующий образ жизни. Часто рисовал проституток и жизнь монмартских кабаре. 

Толстая Мари. 1884 г

Его моделями были танцовщицы кабаре «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ля Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. 

Мулен Руж  Ля Гулю, 1891 г

Танцы в Мулен-Руж (Ля Гулю и Валентен ле Дезосе), 1895 г

Тулуз-Лотрек был одним из первых художников, поднявших жанр плакатов и афиш на невиданную высоту. Его «афишное» творчество – это сочетание сплошных заливок цвета с четким контуром, динамической перспективой и элементами модерна.

В любви ему не везло. Низкий рост и внешность инвалида вызывали насмешки, все его серьезные романы заканчивались неудачно. Всю жизнь художник много пил. И со временем, напряженная работа, распутный образ жизни и пьянство подорвали его здоровье. В 1901 году Анри де Тулуз-Лотрек большой художник ночной жизни Парижа скончался от алкоголизма и сифилиса в своем родовом замке на руках матери, не дожив до 37 лет.


Прачка,  1888 г

При жизни критика была в основном настроена недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. И только через несколько лет после его смерти к нему пришло признание.

Могила Тулуз-Лотрека находится в Верделе.


Первая прогулка,  1888 г


Когда мы были в музее Лотрека во Дворце Берби, туда же на экскурсию привели школьников. Что удивило – детям было не больше 7 лет, а их привели знакомиться с творчеством Тулуз-Лотрека. Как нам объяснили – это обязательный для всего класса выездной урок, не факультатив. Во Франции такие уроки регулярно проводят для детей в разных музеях. После таких выездных уроков дети в обязательном порядке отвечают на вопросы теста по увиденному и услышанному на уроке. Вот так, с самого раннего детства малышей учат любить и понимать искусство. Что очень порадовало, надо сказать.


Охота, 1880 г

А еще в Альби интересно посмотреть старый понтонный мост через реку Тарн, построенный еще в середине 11 века. Он по-прежнему находится в эксплуатации. В 14 веке этот мост укрепили и оснастили разводным механизмом. Изначально же он был облицован кирпичом и стоял на высоких арках, длина которых составляет 151 м. С него открывается очень красивый вид на город. Мост находится под защитой ЮНЕСКО.

А ведет этот мост на северный берег реки Тарн, где еще с 11 века развивался квартал «предместье Магдалины», названный так по приходской церкви там находившейся. В наши дни там находится музей Лаперуза, великого мореплавателя, который родился недалеко от Альби.
 
И вот вспомнилось:
«А почта с пересадками летит с материка
До самой дальней гавани Союза,
Где я бросаю камушки с крутого бережка
Далекого пролива Лаперуза».

(«Ну что тебе сказать про Сахалин», советская песня)

В целом в Альби сохранилось богатое архитектурное наследие, по которому можно проследить разные периоды истории города. А от посещения города остается очень приятное впечатление. 



Предлагаем недельный экскурсионный тур
"РАЙ ЗА ПИРЕНЕЯМИ" с посещением
Барселоны - Каркассона - Тулузы - Альби - Лурда - государства Андорра
http://maximatravell.blogspot.ru/2014/07/blog-post_18.html

Наша компания - туроператор по ОАЭ.
Но мы будем рады помочь Вам в любом путешествии,
ведь мир так разнообразен и прекрасен!
Звоните! Приходите! И путешествуйте!

Турагентство
«Максима Тревел»
+7(495) 743-30-57
Москва, ул. Пятницкая д. 28 офис. 6


ПОМОЖЕМ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ:
- в подборе группового или индивидуального тура,
- в подборе и бронировании отелей,
- в подборе экскурсий,
- с оформлением виз,
- с покупкой билетов на самолет,
- с арендой автомобиля.



Комментариев нет:

Отправить комментарий