вторник, 22 июля 2014 г.

ВЫХОДНЫЕ В МОСКВЕ: ШАХМАТОВО


Как хочется быстрее вырваться из удушающего города, из бесконечных пробок и стрессов и насладиться природой, шумом леса, запахом цветов, пением птиц…

Совсем недалеко от Москвы есть замечательное райское место, с изумительными пейзажами.

Если доехать до города Солнечногорска по Ленинградскому шоссе, а далее свернуть на Таракановское шоссе, то через 20 км дорога, петляя среди красивых цветущих полей, то белых, то синих, приведет вас в усадьбу Шахматово.

Дорога, петляя среди красивых цветущих полей,
то белых, то синих, приведет вас в усадьбу Шахматово.


Шахматово - старинная дворянская усадьба, расположена на склоне долины реки Лутосни, правого притока реки Сестры, на участке Клинско-Дмитровской гряды в 20 километрах к северо-востоку от города Солнечногорска.

Топоним "Шахматово" используется в этой местности для обозначения населенных пунктов несколько раз. Это Верхнее и Нижнее Шахматово на реке Лутосне, входившие когда-то в одну вотчину.

Интересное название – Шахматово… Есть разные гипотезы его происхождения. Наиболее вероятной представляется та, которая связывает название этих населенных пунктов с именем татарского князя. Действительно, в истории России в XIV и XV веках появлялись князья с похожим именем. В "Истории Российской" В.H. Татищев отмечал, что в 1383 году хан Тактамыш "послал в Новгород в Нижний ко князю Дмитрию Константиновичу шурина своего, именем Шиахмата..." (в отказных книгах XVII века село это названо Шихматово). В конце XV - начале XVI веков ордынским царем был Ших-Ахмат. Краеведы указывают на возможность происхождения топонима от слова "шахма" - стезя, колея. А вот самим жителям нравится версия, согласно которой село было выиграно одним из его владельцев в шахматы, отчего и произошло его название.

В 1875 году известный ученый, ректор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов приобрел по совету своего друга Дмитрия Ивановича Менделеева небольшую усадьбу Шахматово за 5 000 рублей серебром.

В 1897 году главный усадебный дом в Шахматове в документах по страхованию имения был описан как "строение деревянное, одноэтажное, с мезонином, крытое железом, на каменном фундаменте, длиною 7 1/3 саж., шир. 4 2/3 саж., стены снаружи обшитые тесом, местами с резными украшениями, окрашенные; полы дощатые с накатом, частью окрашенные масляной краской, комнаты оклеены обоями; двери и оконные рамы (зимние и летние) сосновые, окрашенные масляной краской с медными и железными приборами; лестница в мезонин сосновая; печей 3 голландских изразцовых; ...пристройка деревянная, крытая железом и тесом; внутренняя отделка такая же, как и в главном доме, 1 голландская изразцовая печь". Описаны и другие постройки усадьбы: флигель, кухня, погреб деревянный, каретный сарай, амбар, людская и др.


Дорога в усадьбу

Из воспоминаний Менделеевой Анны Ивановны - русской мемуаристки, второй жены Дмитрия Ивановича Менделелева, матери Любови Менделеевой-Блок: «Трудно представит себе другой, более мирный, поэтический и уютный уголок. Вся усадьба стояла на возвышенности, и с балкона открывалась чисто русская даль. 
 
Вся усадьба стояла на возвышенности,
и с балкона открывалась чисто русская даль.
Из парка, через маленькую калитку, шла тропинка к пруду и оврагу, заросшему старыми деревьями и хмелем, дно оврага покрывалось роскошными незабудками и зеленью; дальше шел большой лес».

  
 



Всероссийскую славу усадьбе Шахматово принесло пребывание здесь великого русского поэта Александра Александровича Блока.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.

Мать Блока — Александра Андреевна Бекетова — дочь ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. Бекетовы - род старинный, столбовой, записанный в шестую (самую почетную) часть родословной книги. Эта семья дала за века “науке, просвещению и литературе немало замечательных людей”. Андрей Николаевич Бекетов - “отец русских ботаников”, автор прекрасно написанных научно-популярных книг, ученый и общественный деятель, инициатор создания Высших женских курсов в России и член многих ученых обществ. Имел широкие связи в литературных кругах. Был знаком с великими русскими писателями Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым, М.Е.Салтыковым-Щедриным, И.С.Тургеневым. А.Н.Бекетов и в Шахматове не оставлял научных занятий. Он хорошо рисовал, писал акварели с видами Шахматова.
 


Жена Андрея Бекетова - Елизавета Григорьевна Бекетова была дочерью географа и путешественника, исследователя Средней Азии Г.С.Карелина. Она внесла заметный вклад в русскую литературу как даровитая переводчица. Свободно владея несколькими языками, Е.Г.Бекетова переводила до двухсот печатных листов в год. Список ее трудов огромен - Брэм, Гольдсмит, Стэнли, Теккерей, Скотт, Брэт-Гарт, Жорж Занд, Бальзак, Гюго, Флобер, Мопассан. Елизавета Григорьевна встречалась с Н.В.Гоголем, знала Ф.М.Достоевского, Ап.Григорьева, Л.Н.Толстого, Я.Полонского, переписывалась с А.П.Чеховым.

Вскоре после рождения Александра мать поэта ушла от мужа, варшавского юриста Александра Львовича Блока (1852—1909), и в 1889 году вторично вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, при этом оставляя сыну фамилию первого мужа.

«Отец от первых лет сознанья
В душе ребёнка оставлял
Тяжёлые воспоминанья -
Отца он никогда не знал.»

В имение деда Блок впервые был привезен своей матерью в возрасте полугода весной 1881 года.

«Ключом старинным дверь открыли,
Ребёнка внёс туда старик,
И тишину не возмутили
Собачий лай и детский крик.»
Мать и сын поселились во флигеле, который позже стал любимым местом Блока. Вокруг флигеля рос маленький садик, где жарко цвели прованские розы. С тех пор каждое лето он проводил в имении деда, а иногда жил с весны до глубокой осени - в течение тридцати шести из отпущенных ему сорока лет. Воспитанием юного поэта занимались три тетушки и мать, участвовал, конечно, и дед Андрей Николаевич, великий ботаник. Вместе они собирали гербарий для университета, осваивали сельские просторы. 




Впервые шахматовские впечатления отразились в прозаических сюжетах, помещенных Блоком-гимназистом в рукописном журнале "Вестник". 
«В туманах, над сверканьем рос,
Безжалостный, святой и мудрый,
Я в старом парке дедов рос,
И солнце золотило кудри.»
Он приезжал сюда и зрелым человеком, известным поэтом. Важное место в пьесе "Песня Судьбы" занимает образ дома: "На холме - белый дом Германа, окруженный молодым садом, сияет под весенним закатом, охватившим все небо. Большое окно в комнате Елены открыто в сад, под капель. Дорожка спускается от калитки и вьется под холмом, среди кустов и молодых березок. Другие холмы, покрытые глыбами быстро тающего снега, уходят цепью вдаль и теряются в лысых и ржавых пространствах болот. Там сливаются с холодным, ярким и четким небом..." Красота здешних мест, овеянная тайнами и легендами, стала источником вдохновения для А.Блока, который создал в Шахматове около 300 произведений. Здесь были написаны сборники: "Стихи о Прекрасной Даме", "Нечаянная радость", "На поле Куликовом", драмы "Король на площади", "Песня судьбы" и многие другие.

Но еще до рождения будущего поэта Бекетовы создали своеобразную творческую атмосферу, которая впоследствии и воспитывала Блока. Сохранились рисунки усадьбы, построек, выполненные дедом А.Н. Бекетовым и теткой Е.А. Бекетовой, самим А.А. Блоком. Облик Шахматова отразился в стихах, повести Е.А. Бекетовой "Не судьба", в автобиографических записках деда. В ботанических походах по окрестностям Шахматова вместе с дедом-профессором принимал участие маленький Саша Блок. Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова и ее дочери Екатерина, Александра, Мария занимались переводами, гонорары от которых, по словам Марии Андреевны, в значительной степени употреблялись на содержание имения. В столовой во время обеда велись разговоры о литературе, искусстве. Гостями Шахматова в разные годы были Д.И. Менделеев, поэты Андрей Белый, Леонид Семенов, С.М. Соловьев, Нина Петровская, Эллис и другие.

С восприятием Шахматова неразрывно связаны становление, художественное воплощение темы Родины, дома.

«Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!»


Главный дом усадьбы Шахматово построен в нач. XIX в. Дом украшало широкое итальянское окно, терраска-балкон.



Нижние стекла в окнах разноцветные. 
 


В 1910 г. поэт А. Блок перестроил дом по собственному проекту. В новой двухэтажной пристройке он устроил свой кабинет, а в мезонине разместил библиотеку.

М.А. Бекетова писала: "Дом решено было ремонтировать и внутри, и снаружи: перестилали полы, чинился фундамент, ставились новые печи, дом красили снаружи, переклеивали внутри, крыша из красной стала зеленой, как была при первоначальной покупке Шахматова... И наконец - пристройка. Над просторной комнатой старой боковой пристройки воздвигли такую же в виде второго этажа. Все это покрыли новой крышей, а из верхней комнаты, предназначавшейся для самого хозяина, образовался переход в мезонин, где Ал. Ал. устроил библиотеку... Из верхней новой комнаты пристройки, где поселился Ал. Ал., открывался далекий вид".


Примечателен шахматовский сад со множеством извилистых дорожек, неожиданных уголков и поворотов.




Липовая аллея, разделяя сад приблизительно пополам, составляет его стержень. Вековые ели, березы, сосны, липы и серебристые тополя располагаются аллеями и красивыми группами. Дом и флигель утопали в зелени и благоухании сирени, шиповника и жасмина.



Множество цветов роскошно цвели среди лета в шахматовском саду.




В сухую погоду, под сенью лип за большим зеленым столом, покрытым белой скатертью пили утренний чай, завтракали и обедали. Здесь шумел самовар, и варилось варенье.

После лета 1910 года приезды Блока в Шахматово стали менее продолжительными. В последний раз он побывал здесь 19-21 июля 1916 года: заехал к матери перед уходом в армию. Летом 1918 года здесь еще жили мать Блока и ее сестра Мария Бекетова, и это был последний приезд владельцев в усадьбу. Оставшаяся без присмотра усадьба была разграблена крестьянами из окрестных деревень, часть вещей продана с торгов, шахматовская библиотека вывезена в находящиеся неподалеку села Мерзлое и Ново.

Блок был одним из немногих деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918—1920 гг. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость — Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта — он писал в частном письме в январе 1919 г.: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта — у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.

Весной 1921 г. Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его». Ряд историков полагали, что В. И. Ленин и В. Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству Максима Горького и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года. Выхлопотанное Л. Б. Каменевым и Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд от 23 июля 1921 года запоздало и уже не смогло спасти поэта. Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. В том же 1921 году шахматовский дом был сожжен крестьянами.

Первые попытки изучения и описания Шахматова были предприняты членами Блоковской ассоциации при Государственной академии художественных наук. По ее заданию летом 1924 года в Шахматове побывал, описал остатки усадьбы, составил список шахматовской библиотеки П.А. Журов. Источником для воссоздания Шахматова можно рассматривать работы М.А. Бекетовой 20-30 годов, одна из которых так и называется "Шахматово. Семейная хроника". Большую коллекцию шахматовских реликвий собрал коллекционер Н.П. Ильин (хранится в музее-квартире А.А. Блока в Петербурге). В Шахматово приезжали художники Т.А. Маврина, И.С. Глазунов.

16 сентября 1981 года Совет Министров РСФСР принял постановление № 518 "О мерах по восстановлению памятных мест Подмосковья, связанных с жизнью и творчеством поэта А.А. Блока", на основании которого приказом Главного управления культуры Мособлисполкома от 3 сентября 1984 года был открыт Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока. Его центральной частью стала усадьба Шахматово.

В 1993 году восстановлен пруд в усадьбе.



В 2001 году по дневникам и фотографиям были воссозданы главный дом, флигель и служебные постройки.


И сегодня здесь можно увидеть знаменитую Сахалинскую гречиху, посаженную дедом поэта, кусты шиповника и сирени, липовую аллею.

Сахалинская гречиха – интересное растение.
 
Сахалинская гречиха

Сахалинская гречиха

Сибирский бамбук - растение со стеблями высотой три метра и толщиной 3 см с характерными для бамбука утолщениями. На самом деле это исполинское растение называется горец сахалинский или гречиха сахалинская (Polygonum sachalinense). В российской природе оно встречается только на юге Сахалина. Но, благодаря своей исключительной привлекательности, давно введено в культуру, и прекрасно чувствует себя на российских просторах от берегов Белого моря до берегов Черного. Глядя на этого трехметрового гиганта, трудно поверить, что это не дерево, не кустарник, а трава, т.е. надземная часть ее на зиму отмирает, а весной рост возобновляется от мощного корня. Имеет коленчатые стебли и характерные узловатые утолщения на них. К этим утолщениям на коротких черешках прикреплены широкие овальные, заостренные на конце, очень крупные листья. К осени в пазухах верхних листьев появляются короткие метелки мелких белых цветков. Применение этого замечательного растения многогранно. В первую очередь - его выдающиеся декоративные качества. Это мощное быстро разрастающееся растение. Оно образует живописную плотную ширму, закрывающую хозяйственные постройки, или даже живую изгородь и служит украшением круглый год: осенью опадают только листья, а толстые одеревеневшие темно-бурые стебли остаются стоять стеной всю зиму, и именно тогда особенно становится заметным их сходство с бамбуком. В пищу используют молодые листья, пока они не развернулись и еще свернуты трубочкой, и молодой стебель, пока он не стал волокнистым и легко ломается пальцами. В это время покрывающая стебель нежная кожица легко снимается. Вкус сочных стеблей своеобразный, слегка кисловатый. Основное преимущество гречихи – ранневесенний срок ее использования, когда еще нет другой витаминной продукции с огорода. Уже в начале мая из нее можно приготовить суп, щи, компот, кисель повидло, использовать в начинках пирогов гораздо раньше ревеня и даже щавеля.

Часть вещей в музей передали родственники Блока. В парке перед усадьбой сохранился огромный валун. Первые посетители Шахматова оставляли поэтические послания и свои впечатления в «морщинках» древнего "блоковского" валуна.

Блоковский валун

Сейчас в усадьбе действует арт-проект – Почтовый ящик поэзии. Любой посетитель музея может опустить в почтовый ящик свой поэтический отклик, свое поэтическое впечатление о посещении этих замечательных мест.




Современная территория музея-заповедника состоит из усадьбы Шахматово и деревни Тараканово, где расположены здания, относящиеся к блоковскому времени: земская школа, дом учителя.


Земская школа, слева - дом учителя

 



Сохранился пока в разрушенном виде храм Михаила Архангела (1755 – 1764 гг.), в которой Александр Блок в 1903 году венчался с Л.Д. Менделеевой.

«Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падет туманная завеса,
Жених сойдет из алтаря,
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.»

До наших дней сохранился центральный восьмигранный объем и южный придел храма. Храм был построен в стиле барокко. 3 августа 2008 года, в день проведения 39-х блоковских чтений, традиционно организуемых в первое воскресенье августа в Шахматово, в Тараканово, рядом с храмом Михаила Архангела был установлен памятник поэту и его супруге — Любови Менделеевой. Автор скульптурной композиции — Александр Рожников, заслуженный художник России.


 


 В здании земской школы находится филиал музея А. Блока. 


Бюст Блоку рядом с земской школой

В Тараканово сохранился очень милый усадебный пруд. 




Обитатели таракановского пруда

 



От усадьбы Шахматово дорога вела на «горку», с которой был виден дом «Прекрасной Дамы» в селе БОблово, принадлежавшем Д.И. Менделееву. Тоже очень замечательное место, но об этом в другой раз…




Наша компания - туроператор по ОАЭ.
Но мы будем рады помочь Вам в любом путешествии,
ведь мир так разнообразен и прекрасен!
Звоните! Приходите! И путешествуйте!

Турагентство
«Максима Тревел»
+7(495) 743-30-57
Москва, ул. Пятницкая д. 28 офис. 6


ПОМОЖЕМ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ:
- в подборе группового или индивидуального тура,
- в подборе и бронировании отелей,
- в подборе экскурсий,
- с оформлением виз,
- с покупкой билетов на самолет,
- с арендой автомобиля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий