понедельник, 4 августа 2014 г.

О ДРЕВНЕМ ХОЛОДИЛЬНИКЕ, ВОДОПРОВОДЕ, КРАСНОЙ ДЕРЕВНЕ И ЗОРОАСТРИЗМЕ


КРАСНАЯ ДЕРЕВНЯ АБИЕНЕ
Маленькая деревенька Абиене с домиками из красной глины притулилась между высоких горных вершин, под боком у горы Каркас.


Находится Абиене на пути в Исфахан, в 82 км от города Кашан. Эта деревушка самая старая в Иране и привлекает как местных жителей, так и туристов круглый год. А особенно – во время традиционных торжеств и церемоний. 

На уроке рисования в Абиене
 

В любое время года в Абиене прохладно, а зимой даже холодно. Легкие деревянные балкончики придают Абиене неповторимый шарм. 



Большинство жителей деревни раньше были зороастрийцами, исповедовавшими древнейшую религию Среднего Востока, но позже приняли ислам. Дома из местной красной глины жители решили возводить прямо на скалах, закрываясь крутыми стенами от тревожного внешнего мира, в частности от частых здесь в древние времена разбойников. Часто новое здание возводили прямо на крыше нижестоящего дома…




 


ЗОРОАСТРИЗМ (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین»‎ — behdin, «Благая Вера») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры лежит свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана.

Зороастризм — термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм, происходящее от имени Бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии. 

Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ: 
  1. Вера в Ахура Мазду — «Мудрого Господа», как Благого Творца. Ахура Мазда - творец духовного и физического миров, всеблагой единый бог, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный». Бог светлой силы у персов.
  2. Вера в Заратуштру, как в единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте. В источниках Заратуштра описывается как идеальный священник, воин и скотовод, боец, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в Единого Бога (Ахуры).
  3. Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.
  4. Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.
  5. Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.
  6. Вера в семь Амешаспентов, как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.
  7. Вера в Дадодахеш и Ашудад — то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимную поддержку людей.
  8. Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.
  9. Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды. Суть зороастризма коренится в учении Заратуштры о конечной трансформации мира («на последнем повороте колесницы (бытия)»), когда Ложь будет окончательно и навеки разбита. Это преображение называется Фрашо-керети (Фрашкард) — «Делание (мира) совершенным». Каждый праведный человек своими деяниями приближает это радостное событие.
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Но не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет. По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное.

Учение Заратуштры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершённые деяния в земной жизни. 

 Основными символами зороастризма являются:

Огонь в Язде (Адур (Аташ) Фарнбаг в Язде)
Огонь и аташдан — огненный переносной алтарь в виде сосуда или стационарный алтарь в виде платформы. На таких алтарях поддерживают священные огни зороастризма. 

Фаравахар
Популярным символом также стал фаравахар, человеческий образ в крылатом круге с наскальных рельфов Ахеменидов. Зороастрийцы традиционно не признают его образом Ахура Мазды, а считают его изображением Фраваши, подобие ангела-хранителя.

Главным нательным символом приверженца учения Заратуштры является нижняя белая рубаха седре, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти (кушти, кусти) — тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти и полый внутри. Кошти носится на талии, обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед любым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс (обряд Падъяб-Кошти). Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов, её кармашек — копилку благодеяний. Кошти олицетворяет связь (пуповину) с Ахура Маздой и всем его творением. Считается, что человек, регулярно повязывающий пояс, будучи связан им со всеми зороастрийцами мира, получает свою долю от их благодеяний.

Важным символическим значением для зороастрийцев обладает белый цвет — цвет чистоты и благости, а во многих обрядах также цвет зелёный — символ процветания и возрождения. 


Зороастрийские цвета на флаге Ирана: зелёный — символ процветания, белый — символ праведности, красный — символ доблести

Основными вариантами современного зороастризма являются зороастризм Ирана и парсийский зороастризм Индии. Однако различия между ними носят в целом региональный характер и касаются в основном ритуальной терминологии, никаких серьёзных догматических расхождений между ними не сложилось. Заметно лишь поверхностное влияние: в Иране — ислама, в Индии — индуизма.

Последователи Заратуштры страстно проповедовали необходимость борьбы с силами зла, которым, по их мнению, поклонялись последователи всех других религий. Переход иноверца в «благую веру» рассматривался как благое и правильное деяние, а потому стать зороастрийцем в древнем Иране мог практически любой желающий, вне зависимости от классовой, этнической или языковой принадлежности. Зороастризм стал первой в истории государственной религией. Тем не менее, по-настоящему мировой религией учение Заратуштры так и не стало. 

Священные огни 

Зороастрийский храм в Язде. Постройка 1932 г.
В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. «дом огня»), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите. Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств.

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

В Иране существовало три величайших Аташ-Варахрама, соотносимых с тремя «сословиями»:
  1. Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников)
  2. Адур-Фробаг (Фарнбаг, огонь Парса, огонь воинской аристократии и Сасанидов)
  3. Адур-Бурзен-Михр (огонь Парфии, огонь крестьян)
Из них сохранился только Адур (Аташ) Фарнбаг, горящий ныне в Язде, куда зороастрийцы перенесли его в XIII в. после коллапса зороастрийских общин в Парсе.

Священными для зороастрийцев являются храмовые огни, а не само здание храма. Огни могут переноситься из здания в здания и даже из одной области в другую вслед за самими зороастрийцами.

В целом зороастрийскому мировоззрению чужд мистицизм, считается, что каждый человек способен понять, что есть добро, благодаря своей совести (даэна, чиста) и разуму (подразделяемому на «врождённый» и «услышанный», то есть ту мудрость, что приобретена человеком от других людей).

Нравственная чистота и личностное развитие касается не только души, но и тела: добродетелью считается поддержание чистоты тела и устранение осквернения, болезней, здоровый образ жизни. 
 

Главное нравственное правило в зороастризме:

uštā ahmāi yahmāi uštā kahmāicīţ
Счастье тому, кто желает счастья другим


Зороастризм — религия общественная, отшельничество ей не свойственно. Ходить на собрания общины, обсуждать совместно её дела и участвовать в общинных праздниках — прямая обязанность зороастрийца.

Из других особенностей зороастрийского общества можно выделить традиционное относительно высокое место в нём женщины и значительно большее приближение её статуса к равноправному с мужчиной по сравнению с обществом окружающих мусульман.

В зороастризме не существует ярко выраженных пищевых запретов. Основное правило — пища должна приносить пользу. Вегетарианство традиционно зороастризму не свойственно. В пищу можно употреблять мясо всех копытных животных и рыбу. Хотя корове отдаётся большое уважение. Нет запрета на свинину. Тем не менее, зороастрийцам предписывается бережное отношение к скоту, запрещается дурное обращение с ним и бессмысленные убийства, предписывается ограничивать себя в потреблении мяса в разумных пределах.

Пост и сознательное голодание в зороастризме запрещены. Существуют только четыре дня в месяц, в которые предписывается отказываться от мяса.

В зороастризме нет запрета на вино, хотя назидательные тексты содержат специальные наставления об умеренном его потреблении.

Особым уважением у зороастрийцев пользуется собака. Это во многом связано с рациональным мировоззрением зороастрийцев: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их.

К «роду собак» также относят лису, шакала, ежа, выдру, бобра, дикобраза. А вот волк, напротив, считается животным враждебным, порождением дэвов.

Зороастрийцев часто называют «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое название оскорбительным. Они утверждают, что огонь — лишь образ бога на земле. 


Обряды погребения 

«Башня молчания» в Язде
В разных областях Большого Ирана практиковались в зависимости от местных условий разные способы погребения (каменные склепы, выставление трупов и др.). Основное требование к ним — сохранение в чистоте природных стихий. Поэтому для зороастрийцев неприемлемо погребение в землю и кремация, которые признаются большим грехом.

Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и Индии является выставление. Тело умершего оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» («башня молчания») — для утилизации птицами и собаками. Дахма представляет собой круглую башню без крыши. Тела умерших складывались в башню и привязывались (чтобы птицы не смогли унести крупные части тела).

Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к телу умершего никакого почтения. По представлениям зороастрийцев умерший человек — это не человек, а оскверняющая материя. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Однако в Иране в начале 1970-х гг традиционный обряд похорон под давлением мусульман был оставлен, и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с умершим телом.

Зороастризм осуждает как безбрачие, так и безнравственность. Перед мужчиной стоит основная задача: продолжение рода. Как правило, мужчины-зороастрийцы женятся в 25—30 лет, а женщины вступают в брак в 14—19 лет. Обряд бракосочетания носит радостный характер. Брак у зороастрийцев моногамный, но изредка допускалось с разрешения первой жены приводить в дом вторую. Обычно это случалось тогда, когда первый брак оказывался бездетным.

В зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе отсутствует идея цикличности — время идет по прямой от сотворения мира до окончательной победы над злом, никаких повторяющихся мировых периодов нет. Зороастризму чужды представления и о реинкарнации.

К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Азербайджане, Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР.

Согласно официальным данным по состоянию на 2012 год, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет менее 100 тысяч человек, около 70 тысяч из которых находится в Индии. 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.

Город Язд в Иране и поныне признаётся духовным центром зороастризма. Сегодня зороастрийцы Ирана — признанное на государственном уровне религиозное меньшинство, имеющее одного представителя в парламенте страны (меджлисе).
 
Язд
 
 
 
ДОМА-ЛЕДНИКИ

С древних времен люди задавались вопросом – как хранить скоропортящиеся продукты. Для этих целей в разных странах пытались приспособить лед, создавая «дома-ледники». На территории современного Ирана, первые дома-ледники появились еще в семнадцатом веке до нашей эры. 
 
Древний прообраз холодильников - дом-ледник в Иране
Но лед был большой ценностью, ведь в летнее время его не откуда было брать. Каждая страна пыталась решить эту проблему по-своему: Европа завозила лед из Скандинавских стран, Индия пополняла запасы льда в Гималаях, Россия – в своих северных широтах, а иранцы научились сами создавать лед. Местный климат в Иране таков, что ночи здесь с заморозками. Иранцы прорыли специальные каналы, постоянно находящиеся в тени. Каждую ночь вода в этих каналах замерзала, и до восхода солнца весь собранный лед отправлялся в дом-ледник. В общей сложности на территории Ирана сохранилось более ста домов-ледников. И еще полвека назад они все еще продолжали весьма успешно использоваться.


ИРАНСКИЙ ВОДОПРОВОД

В Иране климат сухой, практически нет дождей, жарко. Поэтому проблема водоснабжения издревле стояла очень остро. Иранцы научились добывать воду глубоко под землей, и не просто добывать, но и направлять ее с помощью системы подземных рек к своим домам. Эти прорытые человеком глубоко под землей подземные реки в Иране называются канатами.
 
В горах Ирана климат мягче, и воды в избытке. Глубина подземных рек в некоторых местах, например, в предгорьях, где и находят воду, достигает до 200 метров, а тянутся они на десятки километров. Невероятных человеческих усилий и труда стоило прорыть канаты - систему колодцев и соединяющих их туннелей. Канаты копаются вручную, а вода по ним движется самотеком. Общая протяженность всех прорытых подземных рек в Иране больше 300 тысяч километров!
 
Работа по рытью канатов – очень опасная. Деньги на их строительство собирали иранцы в виде взносов. Предварительно каждая семья просчитывала, сколько воды ей потребуется для жизни. От количества воды, необходимой семье, рассчитывался и денежный взнос этой семьи в строительство канатов.
 
Периодически канаты чистят, т.к. со временем они забиваются глиной, песком. Работа по чистке канатов очень опасная, туннель, по которому течет вода, может обвалиться. Вода в Иране достается дорогой ценой. А в советском фильме «Тегеран-43» с актерами Арменом Джигарханяном и Натальей Белохвостиковой канаты фигурируют в качестве возможного подземного прохода в посольство для осуществления немцами покушения на «Большую тройку» - на глав правительств стран России, Англии и США. 
 
 

Наша компания - туроператор по ОАЭ.
Но мы будем рады помочь Вам в любом путешествии,
ведь мир так разнообразен и прекрасен!
Звоните! Приходите! И путешествуйте!

Турагентство
«Максима Тревел»
+7(495) 743-30-57
Москва, ул. Пятницкая д. 28 офис. 6


ПОМОЖЕМ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ:
- в подборе группового или индивидуального тура,
- в подборе и бронировании отелей,
- в подборе экскурсий,
- с оформлением виз,
- с покупкой билетов на самолет,
- с арендой автомобиля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий