среда, 2 декабря 2015 г.

ВЫХОДНЫЕ В МОСКВЕ. КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС.


«ПОПАЛ ПОД ЛОШАДЬ. Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика №8974 гр. О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом.

- Это извозчик отделался легким испугом, а не я, - ворчливо заметил О. Бендер. – Идиоты! Пишут, пишут – и сами не знают, что пишут. Ах! Это – «Станок». Очень, очень приятно. Вы знаете, Воробьянинов, что эту заметку, может быть, писали, сидя на нашем стуле? Забавная история!
Великий комбинатор задумался…»


И. Ильф, Евг. Петров «12 стульев»

"Командовать парадом буду я"

Кстати, редакция газеты «Станок», находящаяся в бесконечных коридорах Дома народов, воспроизводит многие черты редакции реальной газеты «Гудок» - еженедельной газеты профсоюзов железнодорожников, в которой авторы «12 стульев» работали до 1928 г.: Ильф с 1923 г, а Петров с 1926 г. В 20-е годы большую известность приобрела так называемая 4-я полоса «Гудка», носившая сатирический характер. И с газетой кроме Ильфа и Петрова сотрудничали писатели Булгаков, Олеша, Паустовский, Зощенко, Катаев. Олеша жил при редакции в маленькой комнате с фанерными тонкими стенками. А за стеной в такой же комнате жил Илья Ильф. Его приятель и соавтор Евгений Петров вспоминал, «что нужно было иметь большое воображение и большой опыт по части ночевок в коридоре у знакомых, чтобы назвать комнатой это ничтожное количество квадратных сантиметров, ограниченных половинкой окна и тремя перегородками из чистейшей фанеры. Там помещался матрац на 4-х кирпичах и стул… 4-мя годами позже мы описали это жилище в романе «12 стульев» в главе «Общежитие им. монаха Бертольда Шварца».

Итак, вот мы и подошли к квартирному вопросу… в общежитии имени монаха или в Доме страхового общества «Россiя», в котором в 20-е годы как раз и размещалась редакция газеты «Гудок».

Страховое общество «Россiя» - это самая известная страховая компания Российской империи. Оно было основано в марте 1881 г. Дом правления общества находился в Санкт-Петербурге на Морской улице. Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний – страховали даже стекла от разбития.

Основной капитал общества «Россiя» достигал 4 млн. рублей. Благодаря широкой рекламной компании страховое общество «Россiя» сразу же приобрело известность и популярность. Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране.

Общество «Россiя» осуществляло страховые операции и за границей: в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. В конце 1918 г размер капитала общества достигал 109,1 млн. руб.

В 1919 г эта компания, как и все остальные акционерные общества, была ликвидирована декретом Советской власти. Капиталы, собственные средства, ценные бумаги общества были национализированы. Но «Россiя» успела увековечить себя в архитектуре Москвы: в доме на Сретенском бульваре, о котором и пойдет речь далее, и в здании московского офиса общества «Россiя» на Лубянской площади, которое стало одним из символов уже советского государства – это главное здание ВЧК – ОГПУ – НКВД – КГБ – ФСБ на Лубянской площади.


Лубянская площадь.
Доходный дом, известный ныне как здание ВЧК – ОГПУ – НКВД – КГБ – ФСБ, построен по заказу страхового общества «Россiя» в 1897-1900 гг. Автор проекта А.В. Иванов. Здание возведено в стиле неоклассицизма и украшено необарочными деталями. Помещения сдавались под квартиры и магазины. В 1919 г здание заняло ЧК Москвы, а в дальнейшем здесь обосновался центральный аппарат Всероссийской Комиссии. В 1930-32 гг здание перестроили, в результате чего оно стало выше на 2 этажа и приобрело нынешний вид.


Во времена строительного бума начала ХХ века страховое общество «Россiя» тоже возводило дома для сдачи внаем, так называемые «доходные». Они во множестве появились в обеих столицах и провинции. Но это здание на Сретенском бульваре было особенным – оно было самым технически совершенным жилым домом Москвы начала ХХ века.

Этот дом никогда не планировался к сносу, даже в богатые на дикие фантазии 30-е годы ХХ века. А ярый сторонник конструктивизма, архитектуры из стекла и бетона архитектор Ле Корбюзье, предлагавший в свое время снести всю Москву полностью и построить новый город, считал этот дом самым красивым в городе.




Ле Корбюзье (Le Corbusier) Шарль-Эдуард Жаннере-Гри, 6.10.1887 (Швейцария) – 27.08.1965 (Франция) – французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма (отказа от стилей прошлого) и функционализма (направление в архитектуре ХХ в, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам – функциям), художник и дизайнер. Во 2-й половине 1920-х годов Ле Корбюзье являлся членом редколлегии советского журнала «Современная архитектура». В 1928-1936 гг по его проекту в Москве на Мясницкой ул, д. 39 было построено здание Центросоюза (НаркомЛегПрома). В связи со строительством здания Цетросоюза Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву – в 1928, 1929, 1930 гг. Участвовал в Международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931 г), которое должно было быть построено на месте бывшего Храма Христа Спасителя, для которого сделал чрезвычайно смелый, новаторский по замыслу проект. Ле Корбюзье скончался в возрасте 77 лет, утонув, предположительно из-за сердечного приступа во время заплыва у мыса Рокебрюн в Средиземном море, где он жил в своем летнем домике Le Cabanon – своей крошечной резиденции, своеобразном образце минимального жилища по Корбюзье. Процесс прощания с архитектором проходил в Лувре. Помимо архитектурного наследия по всему миру Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна, картин, скульптур, графических работ, образцов мебели.

В 1928-1936 гг по проекту Ле Корбюзье в Москве на Мясницкой ул, д. 39 было построено здание Центросоюза (НаркомЛегПрома).

Это настоящий дом-крепость с шириной стен около метра.



Дом Страхового общества "Россiя"

Дом занимает целый квартал и имеет несколько адресов:


Сретенский бульвар дом 6/1;

Милютинский переулок дом 22;

Бобров переулок дом 1;

Фролов переулок дом 6/1с2.


Дом состоит из двух громадных 5-6 этажных корпусов, построенных штатным архитектором общества «Россiя» Н.М. Проскуриным при участии московского архитектора В.А. Величкина в 1899-1902 гг. Корпуса разделены узким внутренним «проездным» двориком. Внутри корпусов дома 3 маленьких «колодца»-двора, в которые ведут 2-3 подворотни.

Двор-"колодец"
Фасады корпусов оформлены в духе позднего итальянского ренессанса.

Этот дом был особенным – самым технически совершенным жилым домом Москвы начала ХХ века. В доме было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 кв м. Высота потолков в разных квартирах составляла от 3,8 до 4,2 м. Многие верхние квартиры имели стеклянные потолки. В подвале дома размещались 8 отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но и фильтровала и увлажняла его, а при необходимости и подогревала. Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Инженерное оборудование было поставлено из Германии. Оно было не только самым современным для того времени, но и очень надежным – немецкие трубы послужили дому до конца советской власти. Питьевая вода добывалась из собственной артезианской скважины глубиной 50 м, расположенной на территории дома под корпусом, над которым возвышается башенка с часами.

Корпус с башенкой с часами
«… Совершено освящение нового артезианского колодца, устроенного во владении страхового общества «Россiя» по Сретенскому бульвару…». «Новости дня», 29 марта 1901 г.

В доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и уборные. На «черных» лестницах были устроены общественные уборные для приходящих. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечная, которая успешно проработала до начала 1990-х годов. В доме был устроен синематограф и атлетический зал. А вот мусоропровода в доме никогда не было, нет его в нем и сейчас.

Фасад дома хочется рассматривать во всех подробностях: под одним эркером притаилась саламандра,




а под другим – целая стая летучих мышей, готовых вот-вот взлететь,


на фронтоне вокруг греческой богини играют амуры, в алькове между окнами стоит мастеровой в средневековых одеждах,


высокие проемы окон венчают типичные для стиля модерн женские головки с вьющимися волосами.



Крокодилы


И даже банальные кронштейны для фонарей выполнены в виде крылатых женских фигур, напоминающих ростра на носу парусного корабля…


Считалось, что все эти средневековые химеры – саламандры, грифоны - отпугивают от дома злых духов. На фасаде сохранился вензель страхового общества «Россiя» - переплетенные буквы О и Р.


Есть 2 версии, зачем на доме были сделаны башенки. Либо в них крепился блок для подъема мебели в квартиры через окна – ведь дореволюционная мебель была очень массивна и не всегда помещалась на лестнице в подъезде, либо в башенках крепился кронштейн для фонаря.



Между корпусами дома сохранилась шикарная кованая ограда. Сохранилась она практически в нетронутом виде, только раньше в круге ограды помещался кованый логотип с надписью «Россiя».


Кованая ограда в наши дни
Ограда была изготовлена по рисунку русского архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина (22.07.1863 Ревель – дата и место смерти его не установлены, фотографии его тоже найти не удалось). Дессин работал в Москве и Омске. С начала ХХ века архитектор жил в Москве и состоял на службе в одном из отделений страхового общества «Россiя». Занимался он экспертной оценкой зданий, а также планировкой и строительством военных объектов. Кроме этого Дессин принимал активное участие в разработке и реализации проекта по строительству дома-крепости страхового общества «Россiя». А старейшая в центре Телефонная станция Шведско-Датско-Русского телефонного общества в Милютинском переулке дом 5 (здание 1907 г) также построена при участии Дессина: по его проекту возведен главный корпус на железобетонном каркасе высотой 76 м.

Старейшая в центре Телефонная станция Шведско-Датско-Русского телефонного общества в Милютинском переулке дом 5


Декор на фасаде здания телефонной станции в Милютинском переулке.

Телефонистки. Отбор барышень-телефонисток на работу был очень строгий. На работу не брали тех, чей рост не превышал 155 см, а размах рук был меньше 154 см, т.к. они не могли дотянуться до гнезд коммутатора. Не брали замужних, т.к. большая занятость домом и детьми могла помешать им хорошо работать. Замужество разрешалось лишь старшим телефонисткам по особому дозволению начальства. Без вызова начальницы к телефонисткам не могли подходить монтеры. Они не могли обедать вместе с барышнями в столовой, встречаться с ними на лестнице. Ученицы-телефонистки первый месяц зарплату не получали. После обучения они становились «кандидатками» и получали 2/3 жалования штатных работниц. И только после года работы их переводили в штат. Только после 2-х лет работы телефонистке полагался 2-х недельный оплачиваемый отпуск, выходной был один раз в месяц, а продолжительность рабочего дня не нормировалась.
Квартиры в доме общества «Россiя» были очень дорогими, и снимать их могли только состоятельные люди – профессионалы, работающие на дому: врачи, адвокаты, юристы, поэтому планировка квартир предусматривала разделение на общественную и приватную зоны. В наиболее дорогих квартирах был наборный паркет, лепнина и роскошные камины. В корпусе, на котором расположена башня с часами, были самые большие и дорогие квартиры. В 1909 г в одной из квартир дома бывал И. Е. Репин, где он писал портрет жившего там доктора П.А. Лезина. В квартире №85 до революции размещалось Правление Футбольной Лиги.


После октябрьской революции 1917 г 80% больших квартир в доме разделили и устроили коммуналки. Заложили дымоходы. Под крышами со стеклянными потолками сделали мастерские художников МОССХа (МОССХ – Московская организация Союза советских художников). У многих жильцов остался выход на улицу только через «черную» лестницу (как любим мы все разрушать…). Некоторые барские апартаменты умудрились совершенно безграмотно поделить на 3 отдельные квартиры: до сих пор в подобных «новых» квартирах все коммуникации запараллелены, что создает неудобства при бытовом ремонте. И только в последнее время, в процессе расселения коммуналок, у некоторых жильцов появилась возможность вернуть своим квартирам первозданную планировку. К слову сказать, в годы конца советской власти дом этот насчитывал более 2 тысяч жильцов.
« - Извиняюсь, - перебил его Швондер, - вот именно по поводу столовой и смотровой мы и пришли поговорить. Общее собрание просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.

- Даже у Айседоры Дункан, - звонко крикнула женщина.

С Филиппом Филипповичем что-то сделалось, вследствие чего его лицо нежно побагровело, и он не произнес ни одного звука, выжидая, что будет дальше.

- И от смотровой также, - продолжал Швондер, - смотровую прекрасно можно соединить с кабинетом.

- Угу, - молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом, - а где же я должен принимать пищу?

- В спальне, - хором ответили все четверо.

Багровость Филиппа Филипповича приняла несколько сероватый оттенок.

- В спальне принимать пищу, - заговорил он слегка придушенным
голосом, - в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан! - вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой. - Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! Передайте это общему собранию, и покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принять пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской.

- Тогда, профессор, ввиду вашего упорного противодействия, - сказал взволнованный Швондер, - мы подадим на вас жалобу в высшие инстанции».

Михаил БУЛГАКОВ «Собачье сердце»

С 1920 по 1925 гг в первом корпусе дома размещался НарКомПрос – Народный Комиссариат Просвещения, где работала Н.К. Крупская. Наверное, поэтому и памятник Крупской установлен неподалеку на Сретенском бульваре. Кабинет А.В. Луначарского – народного комиссара просвещения РСФСР – был расположен на втором этаже.


Кроме того, после переезда советского правительства в Москву в здании разместилось Главное артиллерийское управление РККА. Размещались здесь и всякие лито-, тео-, музо-, киноорганизации того времени, изображенные Маяковским в стихотворении «Прозаседавшиеся», так понравившемся Ленину. Находилось здесь и Российское телеграфное агенство (РосТА).

В литературном отделе (ЛитО) Главполитпросвета при НарКомПросе успел немного поработать Михаил Булгаков. Отдел расформировали, Булгакова сократили, но, благодаря работе здесь, он прописался в знаменитой «нехорошей» квартире на Садовой. Работу в этом доме Булгаков ярко описал в повести «Записки на манжетах»:

«В сущности говоря, я не знаю, почему я пересек всю Москву и направился именно в это колоссальное здание. Та бумажка, которую я бережно вывез из горного царства (прим. Булгаков приехал в Москву из Владикавказа) могла иметь касательство ко всем шестиэтажным зданиям, а вернее, не имела никакого касательства ни к одному из них. В 6-ом подъезде - у сетчатой трубы мертвого лифта. Отдышался. Дверь. Две надписи. «Кв. 50». Другая загадочная: «ХудО». Отдышаться. Как-никак, а ведь решается судьба. Толкнул незапертую дверь. В полутемной передней огромный ящик с бумагой и крышка от рояля. Мелькнула комната, полная женщина в дыму. Дробно застучала машинка. Стихла. Басом кто-то сказал: «Мейерхольд». - Где ЛитО? – спросил я, облокотившись на деревянный барьер…»

Лестница в доме
Или вот как описывает Булгаков в «Записках на манжетах» процесс получения зарплаты в ЛитО, как образец молодого советского бюрократизма:

«Сегодня я получил деньги. Деньги!
За 10 минут до того, как идти в кассу, женщина в первом этаже, которая должна была поставить последнюю печать, сказала:
- Неправильно по форме. Надо задержать ведомость. Не помню точно, что произошло. Туман. Кажется, я что-то болезненно выкрикнул. Вроде:
- Вы издеваетесь надо мной?
Женщина раскрыла рот.
- А-ах, вы так…
Тогда я смирился. Я смирился. Сказал, что я взволнован. Извинился. Свои слова взял обратно. Согласилась поправить красными чернилами. Черкнули: «Выдать». Закорючка. В кассу. Волшебное слово: касса. Не верилось даже тогда, когда кассир вынул бумажки. Потом опомнился: деньги! С момента начала составления ведомости до момента получения из кассы прошло 22 дня и 3 часа. Дома – чисто. Ни куртки. Ни простынь. Ни книг».
Квартиры в здании в советское время предоставлялись представителям советской интеллигенции. Здесь жили: геохимик и минералог А.Е. Ферсман, химик Н.С. Курнаков, химик и металлург Г.Г. Уразов, народный артист СССР Н.П. Хмелев, офтальмолог П.А. Ребиндер, электротехник В.Ф. Миткевич, психиатр Н.Н. Баженов, ученый в области механики В.В. Соколовский, радиофизик Н.Д. Папалекси, физик И.Е. Тамм, архитектор В.Е. Дубовской, известный математик, автор популярного сборника задач для поступающих в ВУЗы М.И. Сканави, балерина Наталья Бессмертнова, выдающийся хореограф Ю.Н. Григорович, микробиолог с мировым именем С.С. Абызов, профессор Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина Галина Морозова. В одной из квартир жила Наташа Ковшова. В 1941 г она ушла на фронт снайпером и героически погибла 14 августа 1942 г. В конце 1940-х гг в доме открылся первый московский пункт проката. В 1960-х гг под крышей дома находились мастерские художников Юло Соостера и Ильи Кабакова. Эти мастерские были одним из центров московского андеграунда, получившим название «Группа Сретенского бульвара».

В настоящее время дом остается жилым, часть помещений сдается под офисы.

В доме сохранились замечательные камины,


Декор камина

а под крышей находятся атриумы – помещения со стеклянным потолком.

Атриумы

Стеклянная крыша
Камины в доме не декоративные, как это часто бывало в постройках начала ХХ века, а действующие. Камины и дымоходы до сих пор находятся в рабочем состоянии, но из соображений пожарной безопасности правление ТСЖ рекомендует жильцам не пользоваться ими. В квартирах остались и печи, которые расположены не только в жилых комнатах, но и на кухнях, где они использовались для приготовления еды.

Под деревянной башней, венчающей корпус дома, обращенный к Тургеневской площади, расположена мансарда – мастерская художника, площадью 80-95 кв. м с высотой потолка 6-7 м. Вход в мастерскую ведет с «черной» лестницы из двора-«колодца».


Мастерская художника под башней
Шпиль башни когда-то подсвечивался лампочками. А в самой башне висит колокол весом 900 кг с надписью по кругу старославянским шрифтом: «Домъ Страховаго общества Россiя на Срътенском бульваръ 1899-1902 Москва завода П.Н. Финляндскагос». Раньше колокол был соединен с часовым механизмом. А в 2007 г компанией «Светосервис» на башне были установлены электронные часы, и колокол молчит.


В башне с часами и под соседней скатной крышей в стиле русского терема сейчас находятся мастерские художников. Они расположены над фасадом, обращенным к Сретенскому бульвару. Если смотреть от Тургеневской площади, они расположены справа от башни с часами, а слева от башни с часами на крыше виден стеклянный купол атриума. Он находится на последнем этаже поликлиники Академии наук, вход в которую осуществляется со стороны Фролова переулка.

В настоящее время дом внешне выглядит несколько иначе. На главном корпусе со стороны Сретенского бульвара когда-то был большой купол ныне утраченный, были шпилевидные завершения на башнях и скульптурные группы над фронтоном. А цвет дома был совершенно другой – дом был глубокого красного цвета, а не песочного как сейчас.

Когда-то дом был глубокого красного цвета
А вот еще интересная информация. На месте этого дома в XVIII – первой половине ХIХ вв находился, так называемый, старый почтампт, который с 1742 г располагался в палатах архиепископа Феофана Прокоповича. В 1872 г на этом участке было выстроено здание панорамы «Царь-град», позже в 1886 г переделанное антрепренером М.В. Лентовским по проекту М.Н. Чичагова под «Скоморох» - «Театр общедоступных и народных представлений». Его охотно посещал простой люд, крестьяне из Подмосковья. Выдающийся скульптор С.Т. Коненков, учившийся поблизости отсюда и бывавший в этом театре, рассказывал, что на стенах театра были надписи для неопытных театралов: « С места на место не переходить – отовсюду хорошо видно», «Бис – значит повторить» и т.д.


И в заключении.

Украшение Москвы – это довоенные «сталинские» дома. Их строили архитекторы дореволюционной закваски. Благодаря борьбе с туберкулезом в довоенных домах созданы великолепные распашные планировки с окнами на 3 стороны, а не квартиры с линейным расположением, которые строились в 1950-х гг. Квартиры 1930-х гг вписываются в квадрат. Перед домами, как правило, организованы внутренние дворы. В таких домах хочется жить.

А некоторые дореволюционные дома даже лучше «сталинских» довоенных, т.к. нормы соцстроительства были существенно облегчены, по сравнению с дореволюционными. Дореволюционные доходные дома часто строили в 3 кирпича в подвале и первом этаже, в довоенных домах – в 3 или в 2, а то и в 1 кирпич, смотря для кого дом предназначался, и сколько в нем было этажей. Многие рабочие жилмассивы 1930-х гг возводились на скорую руку, с использованием плохого кирпича и плохой стали для перекрытий. Посему стены у таких домов тонкие.

Сейчас очень рекламируются центральные пылесосы в домах – инновационное оборудование, которое сделает процесс уборки в доме приятным и легким. В комнатах на стенах располагаются пневматические клапаны-розетки, которые являются местом выхода трубопровода. Для начала уборки достаточно подключить гибкий пластиковый шланг с насадкой, длина которого может варьироваться от 6 до 15 метров. Включение пылесоса происходит в автоматическом режиме сразу после того, как шланг был присоединен к клапану или при переключении специального тумблера. Но еще до революции в 1913 г при строительстве доходных домов стали использовать такие центральные пылесборочные станции, соединенные трубами со всеми квартирами. Достаточно было подсоединить резиновый шланг пылесоса к гнезду на стене, и можно было делать уборку. Но видно пролетариат пыли не боялся, и инженерная начинка советских зданий была примитивной. Как много мы разрушили и утратили в эпоху перемен…


Наша компания - туроператор по ОАЭ.
Но мы будем рады помочь Вам в любом путешествии,
ведь мир так разнообразен и прекрасен!
Звоните! Приходите! И путешествуйте!

Турагентство
«Максима Тревел»
+7(495) 743-30-57
Москва, ул. Пятницкая д. 28 офис. 6


ПОМОЖЕМ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ:
- в подборе группового или индивидуального тура,
- в подборе и бронировании отелей,
- в подборе экскурсий,
- с оформлением виз,
- с покупкой билетов на самолет,
- с арендой автомобиля,

- окажем помощь в переводе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий