воскресенье, 27 июля 2014 г.

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ СКАЗКА: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР...




«Я хочу, чтобы музей был бы монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».




Сальвадор Дали
испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.
Один из самых известных представителей сюрреализма.

Небольшой старинный городок Фигерас в Испании, расположенный всего в 40 км от французской границы, известен всем как родина Сальвадора Дали (родился 11 мая 1904, Фигерас — умер 23 января 1989, Фигерас). Именно в своем родном городе Дали и организовал свой уникальный театр-музей, который является вторым по посещаемости музеем Испании после мадридского Прадо.

Бывший городской театр Фигераса был построен в 1848 г. Сгоревший в конце Гражданской войны в Испании этот городской театр оставался в разрушенном состоянии до тех пор, пока в 1968 году, по предложению муниципалитета города, его не решили превратить в театр-музей Сальвадора Дали. Проект театра-музея был утвержден Советом министров 26 июня 1970 г. В том же году состоялось предварительное открытие театра-музея, а 28 сентября 1974 года театр-музей Дали был торжественно открыт. Сам художник активно участвовал в процессе создания своего музея. В результате получилось уникальное помещение, усиливающее смысловую нагрузку произведений художника, великий сюрреалистический объект. Дали наполнил пространство музея намеками и провокациями.

По замыслу автора, знакомство с Театром-Музеем Дали, венцом его творчества, должно начинаться извне, а именно — с площади Гала-Сальвадор Дали. На этой небольшой уютной площади перед входом в театр-музей Дали расставляет символы своих пристрастий и навязчивых идей, расставляет скульптуры, символизирующие науку, академическое и новаторское искусство, каталонскую философию. Фасад здания увенчан, как короной, манекенами: одни из них на костылях, другие с батоном хлеба на голове, а стоящие по краям центрального фасада манекены держат в вытянутых к небу руках атом водорода. Этот постоянно повторяющийся образ свидетельствует о пристрастии Дали к науке. Эти фигуры манекенов в стиле ар деко были отлиты Дали из синтетического материала и покрыты позолотой.


Фасад здания Театра-музея Дали на площади Гала-Сальвадор Дали. На крыше – манекены с батоном хлеба, с атомом.
Манекен с атомом
на фасаде здания

Манекен с батоном хлеба на фасаде театра



Хлеб. В образной системе Дали хлеб несет наибольшую смысловую нагрузку. В период раннего сюрреализма, период эпатажа, художник наделяет его фаллическим смыслом. В период увлечения классическим искусством его начинает привлекать форма. В ядерно-мистический период Дали хлеб ассоциируется со святым причастием.

Атом водорода. Дали говорил, что «по теории атомов мир является небесной губкой». Эту мысль он хотел передать в образе атома водорода. Свое пристрастие в период ядерного мистицизма изображать все парящим в пространстве художник объяснял тем, что все элементы атома находятся в подвешенном состоянии.


Площадь Гала-Сальвадор Дали.
Каменный фонтан, превращенный Дали в фонарь
и увенчанный воспроизведением атома водорода.

На площади перед входом в театр-музей Дали поместил памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу со ссылками на точные науки и философию. Франсеск Пужольс - друг семейства Дали, к философии которого художник испытывал особый интерес. На пьедестале памятника начертано высказывание философа "Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках". Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем - фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной "Мыслителю" Родена. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция, на голове которого установлен бюст самого Франсеска Пужольса.


Памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу
перед зданием театра-музея
На балконе фасада здания Дали помещает фигуру водолаза, как символ погружения в глубины подсознания, которое ждет посетителей театра-музея. 



Рядом с водолазом расположены фигуры манекенов в разных позах с хлебом и костылем. Костыль также значимый предмет в образном мире Дали. Костыли у Дали это символ смерти и воскрешения. Сквозные отверстия в солнечном сплетении женщин иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве. Интересный факт - приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара Дали нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

На площади Гала-Сальвадор Дали находится колонна из автомобильных покрышек и на ней памятник Жану-Луи Эрнесту Мейсонье, живописцу салонного академизма, которым Дали восхищался. У подножия центральной скульптуры Мейсонье Дали поместил озорную надпись: "Без Гала и Дали меня бы здесь еще не было". На другой надписи можно прочесть вопрос к Прусту и его ответ: "Кого из художников Вы больше всего любите? — Эрнеста Мейсонье". Выстраивающиеся на площади длинные очереди желающих посетить музей очень нравились Дали.



Площадь Гала-Сальвадор Дали с памятником Мейсонье
на колонне из автомобильных покрышек

Памятник Мейсонье

В одном из углов площади помещен "Телевизионный обелиск" Вольфа Фостеля — первого европейца, создавшего концепцию окружающей среды ("environment") и устраивавшего первые на нашем континенте "хеппенинги". Хеппенинг – это род драматического представления, в котором действие со сцены переносится на улицу и в него обязательно вовлекаются зрители. Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой.

Убранство площади Дали дополнил другой своей работой: в витрине за стеклом стоит на опорах из яиц картонная голова великана — подарок от художника Рафаэля Дурана — с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором. Это сооружение расположено во входном проеме старинного рыбного рынка, ныне сообщающегося с залом Театра-Музея, и залы музея здесь названны "Рыбные лавки". А на главном балконе с торца здания театра расположены два медальона, написанных маслом по меди, с изображениями Дали и Гала.

Гигантсткая голова с телевизором во лбу
К зданию театра-музея была пристроена башня Галатеи, которая является новым крылом музея и посвящена Гале Дали. Новое крыло музея оформлено в стиле Дали элементами в форме яиц и булочек.

Яйца. Для Дали яйцо символизирует рождение, а яичница ассоциируется с внутриутробными воспоминаниями, но если посмотреть глубже, речь идет о надежде и о любви. Все, что можно съесть, имеет фундаментальное значение в его творчестве. Согласно постулату художника «красота или будет съедобной, или ей вообще не быть».

Башня Галатеи

«Начнем дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол», говорил Сальвадор Дали. Поражающий воображение прозрачный многогранный купол, расположенный над сценой бывшего театра, стал символом театра-музея Дали и всего Фигераса, родного города художника.

Гигантский прозрачный купол – символ
театра-музея Дали и всего Фигераса

Погружение в память Дали происходит немедленно, как только вы переступаете порог музея. В вестибюле музея Дали знакомит вас с важными для своей творческой жизни людьми, художниками – Пикассо, Гауди Мейсонье др., течениями в искусстве – в частности, с сюрреализмом – и знаменательными событиями. Стоящая в вестибюле скульптура троянского героя Ганимеда – намек на мифологию. И конечно не обойдется здесь и без Гала, музы и супруги, воплощения единственной и взаимной любви. 

Гала

Орел из Вальса

Орел из Вальса – это дар команды акробатов-«кастельерс» из города Вальса. Орел с секретом – с головой китайца в отверстии в груди фигуры – это намек на плакат к фильму Дали «Впечатления от Верхней Монголии», поставленном в 1975 г. Хосе Монтесом Бакером. В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большей частью основан на увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.

Акробаты-«кастельерс» - это традиция живых пирамид, которые в Каталонии (провинция Испании) называют «кастельерс». "Живые пирамиды" можно увидеть только во время народных праздников и гуляний, на улицах и площадях. Традиция « Кастельерс » восходят к валенсийскому танцу «муйшаранга», ставшему популярным в Каталонии в XVII веке. Танец завершался построением «живой башни». ЮНЕСКО присвоило «кастельерс» статус Нематериального культурного наследия.

Акробаты-«кастельерс»

Бывший партер сгоревшего театра несомненно является главным сценическим пространством музея. Все здесь организовано и расставлено согласно замыслу художника, утверждающему, что надо всегда следовать принципу накопления, а не отбора. Здесь, в партере, задаются правила посещения музея: мы приглашены участвовать в дионисийском празднестве. Дали приглашает нас принять участие в ритуале или игре, в которую превращено посещение музея.
 
Партер муниципального театра превращен в настоящий сад под открытым небом.

Партер бывшего театра

Внутренний двор – партер бывшего театра – инсталлирован гротескными чудовищами между центральными окнами двора.
 
Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки, обломки горгулий из соседней церкви св. Петра, китового остова, каменного рога, выдвижных ящиков (также излюбленный символ Дали в работе с подсознанием) - вся эта скульптура представляет собой мужское начало.
вся эта скульптура представляет собой мужское начало

Манекен в стиле ар деко, сделанный на манер (а может сознательно) под статуэтку «Оскар», приветствует посетителей музея.


Главный объект в партере театра-музея – это инсталляция Дали с внушительным Кадиллаком «Дождливое такси», при опускании монетки внутри кадиллака идет дождь. На кадиллаке стоит скульптура царицы - «Великой Эсфири» работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, которая тянет цепями колонну Траяна из автомобильных шин, вместе с мраморным бюстом французского скульптора 17 века Франсуа Жирардона, скульптурой Микеланджело «Раб», лодкой Гала и черным зонтом. По мнению Дали они составляют величайший сюрреалистический памятник в мире.

Дали утверждал, что вид на сцену или внутренний двор с инсталляцией "Дождливое такси" из окна галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-музеем. 


Кадиллак с «Великой Эсфирью», за ней колонна
из автомобильных покрышек



«Великая Эсфирь»


Лодка Гала из Порт-Льигата на вершине колонны из автомобильных покрышек, поддерживаемая костылями и скульптурой «Раба» Микеланджело, над лодкой черный  зонт. В Порт-Льигате находится дом-музей Сальвадора и Гала Дали, в котором они прожили 53 года и здесь же 10 июня 1982 года умерла Великая Муза Великого Безумца Гала (или Елена Дьяконова). После смерти жены художник навсегда покинул свое средиземноморское жилище в Порт-Льигате. Капли, падающие с нижней части лодки, по некоторым сведениям - презервативы, наполненные синей краской.

Автомобили, как символы современности, молодости, дерзновения и прогресса, постоянно присутствуют в творчестве Дали. Сложность их устройства пробуждает разнообразные чувства, не меньшие, чем вызываемые созерцанием античной красоты. «Кадиллак» выставлялся на парижской выставке сюрреализма 1938 года. Дали утверждал, что было сделано только 6 таких машин и приписывал владение одной из них Аль Капоне (знаменитому "крёстному отцу"), объясняя разбитые стёкла в выставленном в музее экспонате, якобы актом вандализма. По словам художника, одна из машин принадлежала Рузвельту, одна - Кларку Гейблу и т.д. А эта 4-я машина-копия была подарена Дали своей жене Гала. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их водителю.




Сцена бывшего театра увенчана поражающим воображение многогранным прозрачным куполом – символом театра-музея и всего Фигераса. Архитектором этого "геодезического купола", напоминающего строение глаза мухи (муха – это излюбленное насекомое Дали в его работах как символ паранойи) стал Эмилио Пинейро. Купол уникален по своей конструкции, он создаёт игру зеркальных отражений и являет собой символ единства и монархии по мнению Дали.
 


Прозрачный купол над сценой театра-музея.
Слева от купола – руки из «Сотворения мира»,
аллюзия на фреску Микеланджело,
которого Дали считал своим Великим Учителем.

Над сценой главенствует громадный задник, созданный Дали к балету «Лабиринт» по мифу о Тесее и Ариадне, 1941 год. Эта работа была декорацией для серии Дягилевских балетов, с успехом проходившим в Нью-Йорке. В центре бюст - это человек-гора (его голова откидывает такую же тень, какую откидывает гора) со сквозным проёмом в груди. Позади - пейзаж мыса Креус, неизменно присутствующего в картинах Дали. Художник утверждал: «Мыс Креус – это я». А под этой сценой похоронен создатель всего этого театра-музея. Гроб Сальвадора Дали помещён в стене. А на ней маленькая белая надгробная плита с надписью: "Salvador Dali Domenech Marques de Dali de Pubol 1904 - 1989". Ещё при жизни Дали был присвоен титул маркиза.


Сцена бывшего театра. Слева – задник,
созданный Дали, к балету «Лабиринт», 1941 год.


На огромном полотне на сцене над центральной аркой можно полюбоваться эффектом двойного образа, наблюдая за тем, как обнаженная Гала, стоящая у окна, превращается в голову Авраама Линкольна. Это один из многочисленных примеров увлечения Дали точными науками в последний период его творчества. Картина эта называется «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна», 1975 год. Эта картина, посвященная Марку Ротко, американскому художнику, ведущему представителю абстрактного экспрессионизма, одному из создателей живописи цветового поля, - первый пример использования в живописи цифрового метода. Она выполнена по оцифрованному программистом Леоном Д. Хармоном изображению головы Линкольна.



«Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна», 1975 год.



Кстати, когда смотришь просто глазами, то не сразу видишь, что это портрет Линкольна, видишь обнаженную женщину, стоящую у окна. Но люди в очках сразу видят Линкольна. И если посмотреть в видоискатель фотоаппарата, то тоже сразу появляется портрет Линкольна, а чтобы увидеть женщину, надо присматриваться. Интересный портрет «Голова Бетховена», написанная в смешанной технике в 1973 г. Это произведение Дали выполнил, бросая живых осьминогов на лежащую на полу бумагу и используя оставленные ими следы.
 


Зал Мэй Уэст.

Мэй Уэст – легендарная американская кинодива 30-40х годов.

В этом зале можно увидеть пример создания трехмерной композиции (комнаты) в результате трансформации двухмерного изображения – рисунка гуашью на газетной бумаге «Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться как комната» (около 1934-1935 гг.), экспонируемого в Институте Искусства в Чикаго.

Но для того, чтобы увидеть лицо актрисы, надо подняться на лестницу и посмотреть в уменьшающую линзу, в которой и возникнет лицо Мэй Уэст. Глазами лица служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями, знаменитый красный диван-губы. Другими элементами изображения являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина, Венера Милосская и шея жирафа с выдвижными ящиками. Гигантский парик - волосы Мэй Уэст, он вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой парик, заказанный Дали у одного известного парикмахера.

Можно сказать, что в этом есть предвосхищение поп-арта.



А это ее трехмерная инсталляция.



Глазами лица служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями, знаменитый красный диван-губы.



А это – эффект через линзу.




Дали был разносторонне одарённым человеком и пробовал себя также в оформлении витрин для различных магазинов. Эта витрина носит название "Ретроспективный женский бюст". Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором (намёк на профессию адвоката, коим был его отец) и фигурами из картины "Анжелюс" Милле, столь частыми в образной системе Дали. Роль постамента играет рука в чёрной перчатке и, вокруг которой обвивается другая рука из белого парафина. Завершают убранство витрины акулья челюсть, скелет летающей рыбы, реальная ложка с иллюзорной пластмассовой чашкой и многозначный рог носорога. 

Зал "Дворец ветра". Это помещение было особенно дорого Дали, потому что здесь в 1919 г. впервые, будучи 14 лет от роду, он выставил свои работы и получил много похвальных отзывов в прессе. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке. Дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и 2 поднимающиеся в воздух фигуры (Дали и Гала) - на самом деле это чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море, воплощённое в изгибе залива Розас. И, добавляет Дали, в центре, на месте солнца зияет дыра, а в ней - глубокая ночь, и из глубины человеческого подсознания всплывает подводная лодка. Края картины - это элементы наиболее значимых работ Дали, его символы и знаки (здесь они не видны).


"Обнаженная"
Фортуна с ложками




















Студия Дали. Его мастерская, посвящённая теме Вечно Женственного. В центре комнаты - "Обнажённая" Вильяма Адольфа Бугеро, известного как салонный и академический художник.
Над скульптурой привлекает внимание своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся над всем на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек. 


Очень интересен Зал оптических иллюзий, расположенный в Башне Галатеи, ну в той, которая с яйцами на крыше. Дали с детства увлекался оптическими эффектами, рассчитанными на зрительное восприятие. Зал оптических эффектов посвящен оптическим и зрительным эффектам - стереоскопии, анаморфозе и голографии и попыткам запечатлеть неподдающиеся определению образы времени. Дали говорил, что «стереоскопия дарует геометрии бессмертие и истинность, поскольку благодаря ей нам становится доступным третье измерение сферы». С детских лет Дали питал страсть к явлениям, связанным с чувством зрения, и во имя создания особого восприятия чувственного мира не боялся менять и приспосабливать живописную технику к самым выдающимся открытиям научно-технического прогресса.

«Стул», 1975 г. Крупномасштабное
стереоскопическое произведение

Эффект анаморфозы. Анаморфоза по-гречески – образ, форма. Это безОбразная, но правильно искаженная картина, принимающая в граненом или гнутом зеркале свой правильный вид. У Дали в музее такие картины принимают свой истинный вид в зеркальной поверхности бутылки пунша, например. Очень интересное явление. 


Пример анаморфозы

В 1999 г. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» выкупил у американского Фонда Оуэна Четэма коллекцию ювелирных изделий Дали, которая вместе с эскизами была размещена в новых залах со специально приглушенным освещением. Дали считал, что без зрителей ювелирные работы не могут выполнять свою миссию – услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Так, зритель становится вдыхающим в них жизнь последним творцом. Некоторые ювелирные изделия Дали снабжены электронными устройствами, например, «Королевское сердце» (1953 г) – золотое сердце с короной, инкрустированное рубинами. «Пульсирующие рубины олицетворяют королеву, чье сердце всегда бьется ради ее народа», - говорил Дали.

Это лишь очень небольшой рассказ о театре-музее Дали. Но главное не описание, а та атмосфера, в которую вы погружаетесь в этом очень необычном музее. Можно не любить этого художника и не понимать его искусство, но атмосфера в музее очень приятная и легкая. Может быть Дали и не самый любимый и понятный художник для многих, но гений и потрясающе трудоспособный человек. Прожить вот так жизнь, словно каждый день играешь сюрреалистическую пьесу, понятную лишь одному тебе, это не так уж просто.

При музее есть и магазинчик сувениров, конечно в стиле Дали. Приобрела себе изящную черную чайную кружку с алыми губами Мэй Уэст.

В июле и августе музей можно посетить ночью, когда вас угостят бокалом розового игристого вина из Пералады (муниципалитет в Испании в провинции Жирона автономного сообщества Каталония).

Сальвадор Дали неразрывно связан с пейзажами родных мест, он – его неотъемлемая часть. Поэтому, чтобы по-настоящему понять его художественную образность, необходимо посетить все три места, составляющие треугольник Дали:
- Дом в Порт-Льигате – единственное постоянное место жительства художника, где он задумал и создал многие из своих произведений, преисполнившись светом и пейзажем мыса Креус

- замок Пуболь, подаренный им Гала, в котором он жил с 1982 по 1984 годы

- Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе.



Предлагаем недельный экскурсионный тур
"СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ СКАЗКА" с посещением
Барселоны - Йорет-де-Мара - Фигераса - Ниццы - Канн - княжества Монако - Сан-Ремо

http://maximatravell.blogspot.ru/2014/07/blog-post_18.html 


Наша компания - туроператор по ОАЭ.
Но мы будем рады помочь Вам в любом путешествии,
ведь мир так разнообразен и прекрасен!
Звоните! Приходите! И путешествуйте!

 

Турагентство
«Максима Тревел»
+7(495) 743-30-57
 

Москва, ул. Пятницкая д. 28 офис. 6
ПОМОЖЕМ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ:
- в подборе группового или индивидуального тура,
- в подборе и бронировании отелей,
- в подборе экскурсий,
- с оформлением виз,
- с покупкой билетов на самолет,
- с арендой автомобиля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий