Сальвадор Дали
испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.
Один из самых известных представителей сюрреализма.
Небольшой старинный городок Фигерас в Испании, расположенный всего в 40 км от французской границы, известен всем как родина Сальвадора Дали (родился 11 мая 1904, Фигерас — умер 23 января 1989, Фигерас). Именно в своем родном городе Дали и организовал свой уникальный театр-музей, который является вторым по посещаемости музеем Испании после мадридского Прадо.
Бывший городской театр Фигераса был построен в 1848 г. Сгоревший в конце Гражданской войны в Испании этот городской театр оставался в разрушенном состоянии до тех пор, пока в 1968 году, по предложению муниципалитета города, его не решили превратить в театр-музей Сальвадора Дали. Проект театра-музея был утвержден Советом министров 26 июня 1970 г. В том же году состоялось предварительное открытие театра-музея, а 28 сентября 1974 года театр-музей Дали был торжественно открыт. Сам художник активно участвовал в процессе создания своего музея. В результате получилось уникальное помещение, усиливающее смысловую нагрузку произведений художника, великий сюрреалистический объект. Дали наполнил пространство музея намеками и провокациями.
По замыслу автора, знакомство с Театром-Музеем Дали, венцом его творчества, должно начинаться извне, а именно — с площади Гала-Сальвадор Дали. На этой небольшой уютной площади перед входом в театр-музей Дали расставляет символы своих пристрастий и навязчивых идей, расставляет скульптуры, символизирующие науку, академическое и новаторское искусство, каталонскую философию. Фасад здания увенчан, как короной, манекенами: одни из них на костылях, другие с батоном хлеба на голове, а стоящие по краям центрального фасада манекены держат в вытянутых к небу руках атом водорода. Этот постоянно повторяющийся образ свидетельствует о пристрастии Дали к науке. Эти фигуры манекенов в стиле ар деко были отлиты Дали из синтетического материала и покрыты позолотой.
![]() |
Фасад
здания Театра-музея Дали на площади Гала-Сальвадор Дали. На крыше – манекены с
батоном хлеба, с атомом.
|
![]() |
Манекен с атомом на фасаде здания |
![]() |
Манекен
с батоном хлеба на фасаде театра
|
Хлеб. В образной системе Дали хлеб несет наибольшую смысловую нагрузку. В период раннего сюрреализма, период эпатажа, художник наделяет его фаллическим смыслом. В период увлечения классическим искусством его начинает привлекать форма. В ядерно-мистический период Дали хлеб ассоциируется со святым причастием.
Атом водорода. Дали говорил, что «по теории атомов мир является небесной губкой». Эту мысль он хотел передать в образе атома водорода. Свое пристрастие в период ядерного мистицизма изображать все парящим в пространстве художник объяснял тем, что все элементы атома находятся в подвешенном состоянии.
На площади перед входом в театр-музей Дали поместил памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу со ссылками на точные науки и философию. Франсеск Пужольс - друг семейства Дали, к философии которого художник испытывал особый интерес. На пьедестале памятника начертано высказывание философа "Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках". Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем - фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной "Мыслителю" Родена. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция, на голове которого установлен бюст самого Франсеска Пужольса.
Атом водорода. Дали говорил, что «по теории атомов мир является небесной губкой». Эту мысль он хотел передать в образе атома водорода. Свое пристрастие в период ядерного мистицизма изображать все парящим в пространстве художник объяснял тем, что все элементы атома находятся в подвешенном состоянии.
![]() |
Площадь
Гала-Сальвадор Дали.
|
![]() |
Памятник каталонскому
философу Франсеску Пужольсу перед зданием театра-музея |
На балконе фасада здания Дали помещает фигуру водолаза, как символ погружения в глубины подсознания, которое ждет посетителей театра-музея.
Рядом с водолазом расположены фигуры манекенов в разных позах с хлебом и костылем. Костыль также значимый предмет в образном мире Дали. Костыли у Дали это символ смерти и воскрешения. Сквозные отверстия в солнечном сплетении женщин иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве. Интересный факт - приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара Дали нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.
На площади Гала-Сальвадор Дали находится колонна из автомобильных покрышек и на ней памятник Жану-Луи Эрнесту Мейсонье, живописцу салонного академизма, которым Дали восхищался. У подножия центральной скульптуры Мейсонье Дали поместил озорную надпись: "Без Гала и Дали меня бы здесь еще не было". На другой надписи можно прочесть вопрос к Прусту и его ответ: "Кого из художников Вы больше всего любите? — Эрнеста Мейсонье". Выстраивающиеся на площади длинные очереди желающих посетить музей очень нравились Дали.
![]() |
Площадь
Гала-Сальвадор Дали с памятником Мейсонье
на колонне из автомобильных покрышек |
![]() |
Памятник Мейсонье |
В одном из углов площади помещен "Телевизионный обелиск" Вольфа Фостеля — первого европейца, создавшего концепцию окружающей среды ("environment") и устраивавшего первые на нашем континенте "хеппенинги". Хеппенинг – это род драматического представления, в котором действие со сцены переносится на улицу и в него обязательно вовлекаются зрители. Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой.
Убранство площади Дали дополнил другой своей работой: в витрине за стеклом стоит на опорах из яиц картонная голова великана — подарок от художника Рафаэля Дурана — с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором. Это сооружение расположено во входном проеме старинного рыбного рынка, ныне сообщающегося с залом Театра-Музея, и залы музея здесь названны "Рыбные лавки". А на главном балконе с торца здания театра расположены два медальона, написанных маслом по меди, с изображениями Дали и Гала.
![]() |
Гигантсткая голова с телевизором во
лбу |
К зданию театра-музея была пристроена башня Галатеи, которая является новым крылом музея и посвящена Гале Дали. Новое крыло музея оформлено в стиле Дали элементами в форме яиц и булочек.
Яйца. Для Дали яйцо символизирует рождение, а яичница ассоциируется с внутриутробными воспоминаниями, но если посмотреть глубже, речь идет о надежде и о любви. Все, что можно съесть, имеет фундаментальное значение в его творчестве. Согласно постулату художника «красота или будет съедобной, или ей вообще не быть».
Яйца. Для Дали яйцо символизирует рождение, а яичница ассоциируется с внутриутробными воспоминаниями, но если посмотреть глубже, речь идет о надежде и о любви. Все, что можно съесть, имеет фундаментальное значение в его творчестве. Согласно постулату художника «красота или будет съедобной, или ей вообще не быть».
![]() |
Башня Галатеи |
«Начнем дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол», говорил Сальвадор Дали. Поражающий воображение прозрачный многогранный купол, расположенный над сценой бывшего театра, стал символом театра-музея Дали и всего Фигераса, родного города художника.
![]() |
Гигантский прозрачный
купол – символ театра-музея Дали и всего Фигераса |
Погружение в память Дали происходит немедленно, как только вы переступаете порог музея. В вестибюле музея Дали знакомит вас с важными для своей творческой жизни людьми, художниками – Пикассо, Гауди Мейсонье др., течениями в искусстве – в частности, с сюрреализмом – и знаменательными событиями. Стоящая в вестибюле скульптура троянского героя Ганимеда – намек на мифологию. И конечно не обойдется здесь и без Гала, музы и супруги, воплощения единственной и взаимной любви.
![]() |
Гала |
![]() |
Орел из Вальса |
Орел из Вальса – это дар команды акробатов-«кастельерс» из города Вальса. Орел с секретом – с головой китайца в отверстии в груди фигуры – это намек на плакат к фильму Дали «Впечатления от Верхней Монголии», поставленном в 1975 г. Хосе Монтесом Бакером. В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большей частью основан на увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.
Акробаты-«кастельерс» - это традиция живых пирамид, которые в Каталонии (провинция Испании) называют «кастельерс». "Живые пирамиды" можно увидеть только во время народных праздников и гуляний, на улицах и площадях. Традиция « Кастельерс » восходят к валенсийскому танцу «муйшаранга», ставшему популярным в Каталонии в XVII веке. Танец завершался построением «живой башни». ЮНЕСКО присвоило «кастельерс» статус Нематериального культурного наследия.
Акробаты-«кастельерс» - это традиция живых пирамид, которые в Каталонии (провинция Испании) называют «кастельерс». "Живые пирамиды" можно увидеть только во время народных праздников и гуляний, на улицах и площадях. Традиция « Кастельерс » восходят к валенсийскому танцу «муйшаранга», ставшему популярным в Каталонии в XVII веке. Танец завершался построением «живой башни». ЮНЕСКО присвоило «кастельерс» статус Нематериального культурного наследия.
![]() |
Акробаты-«кастельерс» |
Бывший партер сгоревшего театра несомненно является главным сценическим пространством музея. Все здесь организовано и расставлено согласно замыслу художника, утверждающему, что надо всегда следовать принципу накопления, а не отбора. Здесь, в партере, задаются правила посещения музея: мы приглашены участвовать в дионисийском празднестве. Дали приглашает нас принять участие в ритуале или игре, в которую превращено посещение музея.
Партер муниципального театра превращен в настоящий сад под открытым небом.
![]() |
Партер бывшего театра |
Внутренний двор – партер бывшего театра – инсталлирован гротескными чудовищами между центральными окнами двора.
Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки, обломки горгулий из соседней церкви св. Петра, китового остова, каменного рога, выдвижных ящиков (также излюбленный символ Дали в работе с подсознанием) - вся эта скульптура представляет собой мужское начало.
![]() |
вся эта скульптура представляет собой мужское начало |
Манекен в стиле ар деко, сделанный на манер (а может сознательно) под статуэтку «Оскар», приветствует посетителей музея.
Главный объект в партере театра-музея – это инсталляция Дали с внушительным Кадиллаком «Дождливое такси», при опускании монетки внутри кадиллака идет дождь. На кадиллаке стоит скульптура царицы - «Великой Эсфири» работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, которая тянет цепями колонну Траяна из автомобильных шин, вместе с мраморным бюстом французского скульптора 17 века Франсуа Жирардона, скульптурой Микеланджело «Раб», лодкой Гала и черным зонтом. По мнению Дали они составляют величайший сюрреалистический памятник в мире.
Дали утверждал, что вид на сцену или внутренний двор с инсталляцией "Дождливое такси" из окна галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-музеем.
Дали утверждал, что вид на сцену или внутренний двор с инсталляцией "Дождливое такси" из окна галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-музеем.
![]() |
Кадиллак с «Великой
Эсфирью», за ней колонна из автомобильных покрышек |
![]() |
«Великая
Эсфирь»
|
Автомобили, как символы современности, молодости, дерзновения и прогресса, постоянно присутствуют в творчестве Дали. Сложность их устройства пробуждает разнообразные чувства, не меньшие, чем вызываемые созерцанием античной красоты. «Кадиллак» выставлялся на парижской выставке сюрреализма 1938 года. Дали утверждал, что было сделано только 6 таких машин и приписывал владение одной из них Аль Капоне (знаменитому "крёстному отцу"), объясняя разбитые стёкла в выставленном в музее экспонате, якобы актом вандализма. По словам художника, одна из машин принадлежала Рузвельту, одна - Кларку Гейблу и т.д. А эта 4-я машина-копия была подарена Дали своей жене Гала. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их водителю.
Сцена бывшего театра увенчана поражающим воображение многогранным прозрачным куполом – символом театра-музея и всего Фигераса. Архитектором этого "геодезического купола", напоминающего строение глаза мухи (муха – это излюбленное насекомое Дали в его работах как символ паранойи) стал Эмилио Пинейро. Купол уникален по своей конструкции, он создаёт игру зеркальных отражений и являет собой символ единства и монархии по мнению Дали.
![]() |
Прозрачный
купол над сценой театра-музея.
Слева от купола – руки из «Сотворения мира», аллюзия на фреску Микеланджело, которого Дали считал своим Великим Учителем. |
Над сценой главенствует громадный задник, созданный Дали к балету «Лабиринт» по мифу о Тесее и Ариадне, 1941 год. Эта работа была декорацией для серии Дягилевских балетов, с успехом проходившим в Нью-Йорке. В центре бюст - это человек-гора (его голова откидывает такую же тень, какую откидывает гора) со сквозным проёмом в груди. Позади - пейзаж мыса Креус, неизменно присутствующего в картинах Дали. Художник утверждал: «Мыс Креус – это я». А под этой сценой похоронен создатель всего этого театра-музея. Гроб Сальвадора Дали помещён в стене. А на ней маленькая белая надгробная плита с надписью: "Salvador Dali Domenech Marques de Dali de Pubol 1904 - 1989". Ещё при жизни Дали был присвоен титул маркиза.
![]() |
Сцена
бывшего театра. Слева – задник,
созданный Дали, к балету «Лабиринт», 1941 год. |
На огромном полотне на сцене над центральной аркой можно полюбоваться эффектом двойного образа, наблюдая за тем, как обнаженная Гала, стоящая у окна, превращается в голову Авраама Линкольна. Это один из многочисленных примеров увлечения Дали точными науками в последний период его творчества. Картина эта называется «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна», 1975 год. Эта картина, посвященная Марку Ротко, американскому художнику, ведущему представителю абстрактного экспрессионизма, одному из создателей живописи цветового поля, - первый пример использования в живописи цифрового метода. Она выполнена по оцифрованному программистом Леоном Д. Хармоном изображению головы Линкольна.
![]() |
«Обнаженная
Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в
портрет Авраама Линкольна», 1975 год.
|
Кстати, когда смотришь просто глазами, то не сразу видишь, что это портрет Линкольна, видишь обнаженную женщину, стоящую у окна. Но люди в очках сразу видят Линкольна. И если посмотреть в видоискатель фотоаппарата, то тоже сразу появляется портрет Линкольна, а чтобы увидеть женщину, надо присматриваться. Интересный портрет «Голова Бетховена», написанная в смешанной технике в 1973 г. Это произведение Дали выполнил, бросая живых осьминогов на лежащую на полу бумагу и используя оставленные ими следы.
Зал Мэй Уэст.
Мэй Уэст – легендарная американская кинодива 30-40х годов.
В этом зале можно увидеть пример создания трехмерной композиции (комнаты) в результате трансформации двухмерного изображения – рисунка гуашью на газетной бумаге «Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться как комната» (около 1934-1935 гг.), экспонируемого в Институте Искусства в Чикаго.
Но для того, чтобы увидеть лицо актрисы, надо подняться на лестницу и посмотреть в уменьшающую линзу, в которой и возникнет лицо Мэй Уэст. Глазами лица служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями, знаменитый красный диван-губы. Другими элементами изображения являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина, Венера Милосская и шея жирафа с выдвижными ящиками. Гигантский парик - волосы Мэй Уэст, он вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой парик, заказанный Дали у одного известного парикмахера.
Можно сказать, что в этом есть предвосхищение поп-арта.
А это ее трехмерная инсталляция.
![]() |
Глазами лица служат увеличенные
отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это
камин с поленьями, знаменитый красный диван-губы.
|
А это – эффект через линзу.
.png)
.png)
.png)
![]() |
"Обнаженная" |
![]() |
Фортуна с ложками |
Студия Дали. Его мастерская, посвящённая теме Вечно Женственного. В центре комнаты - "Обнажённая" Вильяма Адольфа Бугеро, известного как салонный и академический художник.
Над скульптурой привлекает внимание своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся над всем на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.
Очень интересен Зал оптических иллюзий, расположенный в Башне Галатеи, ну в той, которая с яйцами на крыше. Дали с детства увлекался оптическими эффектами, рассчитанными на зрительное восприятие. Зал оптических эффектов посвящен оптическим и зрительным эффектам - стереоскопии, анаморфозе и голографии и попыткам запечатлеть неподдающиеся определению образы времени. Дали говорил, что «стереоскопия дарует геометрии бессмертие и истинность, поскольку благодаря ей нам становится доступным третье измерение сферы». С детских лет Дали питал страсть к явлениям, связанным с чувством зрения, и во имя создания особого восприятия чувственного мира не боялся менять и приспосабливать живописную технику к самым выдающимся открытиям научно-технического прогресса.
![]() |
«Стул», 1975 г.
Крупномасштабное стереоскопическое произведение |
Эффект анаморфозы. Анаморфоза по-гречески – образ, форма. Это безОбразная, но правильно искаженная картина, принимающая в граненом или гнутом зеркале свой правильный вид. У Дали в музее такие картины принимают свой истинный вид в зеркальной поверхности бутылки пунша, например. Очень интересное явление.
![]() |
Пример анаморфозы
|
В 1999 г. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» выкупил у американского Фонда Оуэна Четэма коллекцию ювелирных изделий Дали, которая вместе с эскизами была размещена в новых залах со специально приглушенным освещением. Дали считал, что без зрителей ювелирные работы не могут выполнять свою миссию – услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Так, зритель становится вдыхающим в них жизнь последним творцом. Некоторые ювелирные изделия Дали снабжены электронными устройствами, например, «Королевское сердце» (1953 г) – золотое сердце с короной, инкрустированное рубинами. «Пульсирующие рубины олицетворяют королеву, чье сердце всегда бьется ради ее народа», - говорил Дали.
Это лишь очень небольшой рассказ о театре-музее Дали. Но главное не описание, а та атмосфера, в которую вы погружаетесь в этом очень необычном музее. Можно не любить этого художника и не понимать его искусство, но атмосфера в музее очень приятная и легкая. Может быть Дали и не самый любимый и понятный художник для многих, но гений и потрясающе трудоспособный человек. Прожить вот так жизнь, словно каждый день играешь сюрреалистическую пьесу, понятную лишь одному тебе, это не так уж просто.
При музее есть и магазинчик сувениров, конечно в стиле Дали. Приобрела себе изящную черную чайную кружку с алыми губами Мэй Уэст.
В июле и августе музей можно посетить ночью, когда вас угостят бокалом розового игристого вина из Пералады (муниципалитет в Испании в провинции Жирона автономного сообщества Каталония).
Сальвадор Дали неразрывно связан с пейзажами родных мест, он – его неотъемлемая часть. Поэтому, чтобы по-настоящему понять его художественную образность, необходимо посетить все три места, составляющие треугольник Дали:
- Дом в Порт-Льигате – единственное постоянное место жительства художника, где он задумал и создал многие из своих произведений, преисполнившись светом и пейзажем мыса Креус
- замок Пуболь, подаренный им Гала, в котором он жил с 1982 по 1984 годы
- Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе.
Предлагаем недельный экскурсионный тур
"СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ СКАЗКА" с посещением
Барселоны - Йорет-де-Мара - Фигераса - Ниццы - Канн - княжества Монако - Сан-Ремо
http://maximatravell.blogspot.ru/2014/07/blog-post_18.html
Наша компания - туроператор по ОАЭ.
Но мы будем рады помочь Вам в любом путешествии,
ведь мир так разнообразен и прекрасен!
Звоните! Приходите! И путешествуйте!
Турагентство
«Максима Тревел»
+7(495) 743-30-57
Москва, ул. Пятницкая д. 28 офис. 6
ПОМОЖЕМ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ:
- в подборе группового или индивидуального тура,
- в подборе и бронировании отелей,
- в подборе экскурсий,
- с оформлением виз,
- с покупкой билетов на самолет,
- с арендой автомобиля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий