Художник-панорамист и баталист, француз, родившийся в Одессе и умерший в Мюнхене в Германии, основоположник отечественной школы батальной панорамной живописи, оставивший потомкам богатое наследие: около 200 картин, множество этюдов, эскизов и 3 впечатляющие батальные панорамы, одна из которых находится в Москве на Кутузовском проспекте…
Все это о Франце Алексеевиче Рубо, который стал истинным певцом ратных подвигов. Он был самобытным пейзажистом, мастером колорита, по его работам и сегодня учатся молодые художники. Но в историю мировой культуры Франц Рубо вошел, прежде всего, как создатель грандиозных панорам. Современники Рубо говорили, что панорама является «сильным и красивым искусством будущего»… Наверное, сегодня можно сказать, что искусство панорамы было прообразом современного направления 3D.
Родители Рубо – небогатый коммерсант, французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо и уроженка Клермон-Феррана, державшая свой дом моделей Мадлен Сенек, обосновались в Одессе, где 15 июня 1856 г родился их сын Франц. Франц был 4-м из пятерых детей в семье.
Мода 1810 года. |
В Одессе в 9 лет Франц начал посещать Одесскую школу рисования и черчения, созданную трудами Общества любителей искусств, а в 1877 г в возрасте 21 год Франц поступил в Баварскую Королевскую Академию художеств в Мюнхене, где его учителем стал известный мастер батального жанра Йозеф Брандт. В последствии Рубо, верный реалистическому идеалу в искусстве и стремясь во всей широте передать героическое прошлое народа, выбирает для осуществления своих замыслов такой вид искусства, как панорама, дающий, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом на переднем плане, яркую иллюзию исторического события, совершающегося на глазах у зрителя.
Всего художник создал 3 батальные панорамы.
В 1891 г появилась первая его панорама «Штурм аула Ахульго», посвященная взятию русскими войсками 22 августа 1839 г укрепления неприятеля в Северном Дагестане во время мятежа Шамиля. В 1924 г панорама, хранившаяся в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала от наводнения. В плохом состоянии в 1928 г ее передали в Дагестанский краеведческий музей, где в настоящее время хранятся 4 сохранившиеся фрагмента.
Успех первой панорамы обеспечил Рубо членство в Баварской Академии художеств и впоследствии звание профессора Баварской Академии художеств. И, кроме того, после успешной демонстрации панорамы в Париже Рубо был награжден Орденом Почетного легиона.
Походный чемоданчик с инструментами лекаря. |
Успех первой панорамы обеспечил Рубо членство в Баварской Академии художеств и впоследствии звание профессора Баварской Академии художеств. И, кроме того, после успешной демонстрации панорамы в Париже Рубо был награжден Орденом Почетного легиона.
В 1905 г Рубо закончил вторую свою панораму «Оборона Севастополя», которая и поныне демонстрируется в здании на Историческом бульваре Севастополя.
В 1908 г за большие заслуги в художественной деятельности Рубо был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и избран академиком Императорской Академии художеств в Петербурге.
В конце 1909 г Россия начала готовиться к празднованию 100летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.
Наполеон
в кругу своей семьи. Столешница. В центре
– Наполеон Бонапарт. А вокруг портреты
семьи Наполеона.
|
Фарфоровая
свадебная карета Наполеона Бонапарта.
|
Бюсты
императора Александра I.
Англия, Стаффордшир. Первая половина
XIX
века. Керамика, роспись.
|
Император Николай II, передовая общественность поддержали идею художника написать панораму, посвященную подвигу народа России в этой войне. Панораму решили посвятить Бородинскому сражению и разместить ее в Москве.
По замыслу художника панорама должна была показать один из самых напряженных периодов Бородинского сражения, а именно события, последовательно происходящие 7 сентября 1812 г с 10 часов утра до 12 часов дня.
На полотне должны были быть отражены бои на семеновских флангах, где сражались воины во главе с П. Багратионом; у батареи Раевского, где происходила знаменитая контратака Уфимского полка, возглавляемая А. Ермоловым.
Рубо создал эскиз будущей панорамы. Но… он не был утвержден государем императором, т.к. художнику было предложено изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой. Отстоять свой выбор Франц Рубо не сумел. Политические вопросы как и всегда оказались сильнее исторических.
Дело в том, что панорама создавалась в годы упрочения союза России с Францией. Поэтому Правительство заставило художника избрать для панорамы тот же самый сюжет, который был представлен французским баталистом Ланглуа в одноименном произведении. Рубо жаловался: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов».
Бородинская панорама. |
«Отступающий
драгун» художник К. Пулацкий, 1899 год.
Холст, масло.
|
Карикатуры на Наполеона. |
По замыслу художника панорама должна была показать один из самых напряженных периодов Бородинского сражения, а именно события, последовательно происходящие 7 сентября 1812 г с 10 часов утра до 12 часов дня.
На полотне должны были быть отражены бои на семеновских флангах, где сражались воины во главе с П. Багратионом; у батареи Раевского, где происходила знаменитая контратака Уфимского полка, возглавляемая А. Ермоловым.
Рубо создал эскиз будущей панорамы. Но… он не был утвержден государем императором, т.к. художнику было предложено изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой. Отстоять свой выбор Франц Рубо не сумел. Политические вопросы как и всегда оказались сильнее исторических.
Дело в том, что панорама создавалась в годы упрочения союза России с Францией. Поэтому Правительство заставило художника избрать для панорамы тот же самый сюжет, который был представлен французским баталистом Ланглуа в одноименном произведении. Рубо жаловался: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов».
Активно работая над созданием панорамы, Рубо выезжает на Бородинское поле, где тщательно изучает позиции сторон, осматривает сохранившиеся укрепления, посещает музей на станции Бородино, Спасо-Бородинский монастырь, пишет этюды, делает зарисовки.
Центром обзора поля сражения и момента боя, по предложению Рубо, становится село Семеновское.
В залах музея "Бородинская панорама" в Москве. |
Обмундирование
французской армии.
|
Возвратившись в Мюнхен, где в те годы Рубо часто жил и работал, художник приступил к работе. В качестве помощников были приглашены известные немецкие художники: баталист К. Беккер, пейзажист М. Цено-Димер, П. Миллер, К. Форш и брат художника Ж. Рубо. Франц Рубо подготовил большое количество этюдов, детально изучив вооружение и обмундирование русских и французских войск.
Штаб-офицер Мариупольского гусарского полка. |
Пистолет
кавалерийский с кремневым замком модели
1805 года. Франция. Сент-Этьенская оружейная
мануфактура, 1810 год. Сталь, дерево,
латунь, ковка, литьё.
|
2 года шли подготовительные работы по созданию картины, а написана она была в рекордно короткий срок – 11 месяцев. Но работалось Рубо тяжело, о чем он пишет в письмах военному историку, профессору Академии Генерального штаба и главному консультанту по созданию Бородинской панорамы Б.М. Колобакину, советы которого художник высоко ценил. «Дорогой Борис Михайлович! Сегодня я прекратил на несколько дней работу… Как тяжело работать и работать так серьезно и усидчиво, когда не хватает денег… Придется мне … продать свой дом, чтобы кончить «Бородино»».
Скульптуры конец XIX – начало XX века. Бронза, литьё, патинирование. |
На привале. |
В ноябре 1910 г эскиз панорамы Рубо представил государю и получил его одобрение.
В начале июня 1912 г холст и детали предметного плана погрузили на специальные платформы и отправили в Москву. Туда же выехал и сам художник с 4-мя помощниками и 3-мя рабочими, чтобы смонтировать панораму. Почти год не могли определить для полотна место. Только в январе 1912 г было решено построить здание на Чистопрудном бульваре – временное деревянное здание на один сезон, а позже уже было построено для панорамы там же каменное здание. Примерно месяц продолжались работы по размещению полотна панорамы и установке предметного плана. А полотно панорамы получилось огромным: длиной в 115 м, высотой в 15 м, расстояние от зрителя до самого полотна – 13 м. Кстати, современный кинотеатр "Ролан" располагается сейчас именно на том месте, где с 1912 по 1918 гг находился деревянный павильон "бородинская панорама" по адресу Чистопрудный бульвар дом 12-а. Его построили на территории одного из прудов, которые осушили.
Работа над 3-ей и последней панорамой художника отняло у него много сил и здоровья. Но работой он был доволен: «…панорама Бородино удачна и лучше севастопольской», - писал он.
В 1913 г Рубо на время уехал в Германию, но остался там до конца жизни. Вместе со своей второй женой Эльзой и детьми художник поселился в Мюнхене. В качестве поместья для семьи он построил небольшой дом в окрестностях города недалеко от озера. Там он стал страстным и очень способным приверженцем парусного спорта. На собственной парусной яхте он принимал участие в различных соревнованиях и регатах и весьма успешно. Он много рисовал пейзажей.
В зале музея "Бородинская панорама". Пожар Москвы с аудио оформлением - картину пожара дополняет звуковое сопровождение пожара для полного ощущения ужаса происходящего. |
Начавшаяся война в Европе, а затем Гражданская война в России, не позволили художнику, французу по национальности, прожившему большую часть жизни за границей, возвратиться в Россию.
И все же, живя в Баварии, Рубо всегда ощущал свою связь с Россией, ведь его работы, написанные в России, стали своеобразным выражением любви и уважения к русскому народу и его истории.
Революция 1917 г в России перевернула жизнь страны.
28 декабря 1917 г здание панорамы «со всем имуществом и картиной профессора Рубо» было передано электротехнической школе. Некоторое время здание панорамы использовалось для проведения новогодних пролетарских елок, затем в его стенах разместился литературно-художественный кружок «Трибуна». А весной 1918 г здание панорамы пришло в полную негодность. Полотно сняли, навернули на деревянный вал, и почти 40 лет оно хранилось в таком состоянии, порой в самых неблагоприятных местах - под сценой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж». В 30-40е годы неоднократно поднимался вопрос о восстановлении панорамы, но решение этого вопроса все время откладывалось.
В 1939 г специальная комиссия, возглавляемая Академиком И.Э. Грабарем, осмотрев холст, пришла к выводу о невозможности его восстановления: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у села Семеновское, холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.
И все же в начале 50-х годов реставраторам удалось возродить полотно, казавшееся утраченным навсегда.
11 июля 1962 г панораму на специальных конструкциях доставили в предназначенное для нее здание, и уже на месте сшивали отдельные фрагменты, выравнивали тонировку красочного слоя. Предметный план пришлось создавать заново по сохранившимся изображениям.
18 октября 1962 г панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» предстала перед первыми гостями в новом здании на Кутузовском проспекте.
![]() |
На
каменном цоколе вокруг здания панорамы
уложены 68 трофейных орудия, отбитых
русскими войсками во время преследования
отступающего противника, переданные
из Музеев Московского Кремля.
|
Скульптуры
вокруг памятника Кутузову.
|
До конца жизни Франц Рубо жил в Мюнхене, где скончался в марте 1928 г. Художник был дважды женат. Первая его жена умерла, оставив ему 4-х детей. Во втором браке у Рубо также было 4-ро детей. Внучка Франца Рубо Сильвия Рубо родилась в Мюнхене в 1941 г. Она художник-абстракционист и окончила Мюнхенскую Академию художеств, ту же, где учился ее знаменитый дед.
![]() |
Внучка художника Сильвия Рубо |
Но мы будем рады помочь Вам в любом путешествии,
ведь мир так разнообразен и прекрасен!
Звоните! Приходите! И путешествуйте!
Туроператор
«Максима Тревел»
+7(495) 743-30-57
Москва, ул. Пятницкая д. 28 офис. 6
ПОМОЖЕМ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ:
- в подборе группового или индивидуального тура,
- в подборе и бронировании отелей,
- в подборе экскурсий,
- с оформлением виз,
- с покупкой билетов на самолет,
- с арендой автомобиля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий