воскресенье, 13 сентября 2015 г.

ВЫХОДНЫЕ В МОСКВЕ. БОРОДИНСКАЯ БИТВА ОДЕССКОГО ФРАНЦУЗА.

Художник-панорамист и баталист, француз, родившийся в Одессе и умерший в Мюнхене в Германии, основоположник отечественной школы батальной панорамной живописи, оставивший потомкам богатое наследие: около 200 картин, множество этюдов, эскизов и 3 впечатляющие батальные панорамы, одна из которых находится в Москве на Кутузовском проспекте…




Все это о Франце Алексеевиче Рубо, который стал истинным певцом ратных подвигов. Он был самобытным пейзажистом, мастером колорита, по его работам и сегодня учатся молодые художники. Но в историю мировой культуры Франц Рубо вошел, прежде всего, как создатель грандиозных панорам. Современники Рубо говорили, что панорама является «сильным и красивым искусством будущего»… Наверное, сегодня можно сказать, что искусство панорамы было прообразом современного направления 3D.

Родители Рубо – небогатый коммерсант, французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо и уроженка Клермон-Феррана, державшая свой дом моделей Мадлен Сенек, обосновались в Одессе, где 15 июня 1856 г родился их сын Франц. Франц был 4-м из пятерых детей в семье.


Мода 1810 года.


В Одессе в 9 лет Франц начал посещать Одесскую школу рисования и черчения, созданную трудами Общества любителей искусств, а в 1877 г в возрасте 21 год Франц поступил в Баварскую Королевскую Академию художеств в Мюнхене, где его учителем стал известный мастер батального жанра Йозеф Брандт. В последствии Рубо, верный реалистическому идеалу в искусстве и стремясь во всей широте передать героическое прошлое народа, выбирает для осуществления своих замыслов такой вид искусства, как панорама, дающий, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом на переднем плане, яркую иллюзию исторического события, совершающегося на глазах у зрителя.

Всего художник создал 3 батальные панорамы.

В 1891 г появилась первая его панорама «Штурм аула Ахульго», посвященная взятию русскими войсками 22 августа 1839 г укрепления неприятеля в Северном Дагестане во время мятежа Шамиля. В 1924 г панорама, хранившаяся в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, пострадала от наводнения. В плохом состоянии в 1928 г ее передали в Дагестанский краеведческий музей, где в настоящее время хранятся 4 сохранившиеся фрагмента.

Походный чемоданчик с инструментами лекаря.


Успех первой панорамы обеспечил Рубо членство в Баварской Академии художеств и впоследствии звание профессора Баварской Академии художеств. И, кроме того, после успешной демонстрации панорамы в Париже Рубо был награжден Орденом Почетного легиона.
Орден Почетного легиона в музее "Бородинская панорама" в Москве.
Орден Почетного легиона – французский национальный орден (организация), учрежденный Наполеоном Бонапартом 19 мая 1802 года по примеру рыцарских орденов. Принадлежность к ордену является высшим знаком отличия, почета и официального признания особых заслуг во Франции. Первый знак ордена Почетного легиона представлял собой пятилучевую звезду, покрытую белой эмалью, обрамленную венком из зеленых лавровых и дубовых листьев. В центре помещалось изображение Наполеона в профиль с надписью «Bonaparte, Premier Consul – Бонапарт, первый консул 19 мая 1802». Когда Наполеон принял титул императора, надпись изменилась: «Napoleon Emp. Des Francais - Наполеон, император французов». На оборотной стороне знака в розетке с надписью «Honneur et Partie – Честь и Отечество» чеканилось изображение имперского орла с опущенными крыльями и поворотом головы вправо. Этот знак одновременно явился наградой в первой Французской республике.
В 1905 г Рубо закончил вторую свою панораму «Оборона Севастополя», которая и поныне демонстрируется в здании на Историческом бульваре Севастополя.

В 1908 г за большие заслуги в художественной деятельности Рубо был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и избран академиком Императорской Академии художеств в Петербурге.

В конце 1909 г Россия начала готовиться к празднованию 100летнего юбилея Отечественной войны 1812 г.

Наполеон в кругу своей семьи. Столешница. В центре – Наполеон Бонапарт. А вокруг портреты семьи Наполеона.

Фарфоровая свадебная карета Наполеона Бонапарта.
«Три головы под одним шутовским колпаком или триумвират сумасшедших» (Александр I, Георг III, Франц II). Неизвестный художник с французской карикатуры начала XIX века. Санкт-Петербург. 1880-е годы . Бумага, фототипия, акварель.
Карикатура изображает трех монархов, заключивших в 1805 году союз против Наполеона: Александра I (российский император), Георга III (король Великобритании), Франца II (император Священной римской империи).

Бюсты императора Александра I. Англия, Стаффордшир. Первая половина XIX века. Керамика, роспись.

Император Николай II, передовая общественность поддержали идею художника написать панораму, посвященную подвигу народа России в этой войне. Панораму решили посвятить Бородинскому сражению и разместить ее в Москве.

Бородинская панорама.
«Отступающий драгун» художник К. Пулацкий, 1899 год. Холст, масло.




Карикатуры на Наполеона.



По замыслу художника панорама должна была показать один из самых напряженных периодов Бородинского сражения, а именно события, последовательно происходящие 7 сентября 1812 г с 10 часов утра до 12 часов дня.

Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова. 1912 г. Холст, масло

Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской. Линия фронта в этот момент проходила по Семеновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей. После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. Дохтуров. Его можно видеть на первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову. За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал Коновницын.

На полотне должны были быть отражены бои на семеновских флангах, где сражались воины во главе с П. Багратионом; у батареи Раевского, где происходила знаменитая контратака Уфимского полка, возглавляемая А. Ермоловым.

Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы. 1912 г. Холст, масло.

У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.
Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненного генерала Багратиона.

Рубо создал эскиз будущей панорамы. Но… он не был утвержден государем императором, т.к. художнику было предложено изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой. Отстоять свой выбор Франц Рубо не сумел. Политические вопросы как и всегда оказались сильнее исторических.

Кавалерийский бой во ржи. 1912 г. Холст, масло.
Завязывается ожесточенная схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» - один из кульминационных, самых динамичных и напряженных фрагментов панорамы.
На всем скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены - русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины.
На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала Рожнецкого.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества - единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.
Дело в том, что панорама создавалась в годы упрочения союза России с Францией. Поэтому Правительство заставило художника избрать для панорамы тот же самый сюжет, который был представлен французским баталистом Ланглуа в одноименном произведении. Рубо жаловался: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов».

Атака саксонских кирасир. 1912 г. Холст, масло.

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семеновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус Латур-Мобура. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда - Семеновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчеркивает, что позиция, выбранная Кутузовым для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии Наполеона. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал Мюрат.
Активно работая над созданием панорамы, Рубо выезжает на Бородинское поле, где тщательно изучает позиции сторон, осматривает сохранившиеся укрепления, посещает музей на станции Бородино, Спасо-Бородинский монастырь, пишет этюды, делает зарисовки.

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. 1912 г.
Холст, масло.

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семеновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И. М. Дуки на помощь русским гвардейским пехотным полкам.
Построенные в каре на Семеновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнем неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона - конницы генерала Нансути. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. Кутузов писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».
Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семеновского ручья.
Центром обзора поля сражения и момента боя, по предложению Рубо, становится село Семеновское.

В залах музея "Бородинская панорама" в Москве.

Обмундирование французской армии.
Возвратившись в Мюнхен, где в те годы Рубо часто жил и работал, художник приступил к работе. В качестве помощников были приглашены известные немецкие художники: баталист К. Беккер, пейзажист М. Цено-Димер, П. Миллер, К. Форш и брат художника Ж. Рубо. Франц Рубо подготовил большое количество этюдов, детально изучив вооружение и обмундирование русских и французских войск.


Штаб-офицер Мариупольского гусарского полка.


Пистолет кавалерийский с кремневым замком модели 1805 года. Франция. Сент-Этьенская оружейная мануфактура, 1810 год. Сталь, дерево, латунь, ковка, литьё.

2 года шли подготовительные работы по созданию картины, а написана она была в рекордно короткий срок – 11 месяцев. Но работалось Рубо тяжело, о чем он пишет в письмах военному историку, профессору Академии Генерального штаба и главному консультанту по созданию Бородинской панорамы Б.М. Колобакину, советы которого художник высоко ценил. «Дорогой Борис Михайлович! Сегодня я прекратил на несколько дней работу… Как тяжело работать и работать так серьезно и усидчиво, когда не хватает денег… Придется мне … продать свой дом, чтобы кончить «Бородино»».



Скульптуры конец XIX – начало XX века. Бронза, литьё, патинирование.

На привале.


В ноябре 1910 г эскиз панорамы Рубо представил государю и получил его одобрение.

В начале июня 1912 г холст и детали предметного плана погрузили на специальные платформы и отправили в Москву. Туда же выехал и сам художник с 4-мя помощниками и 3-мя рабочими, чтобы смонтировать панораму. Почти год не могли определить для полотна место. Только в январе 1912 г было решено построить здание на Чистопрудном бульваре – временное деревянное здание на один сезон, а позже уже было построено для панорамы там же каменное здание. Примерно месяц продолжались работы по размещению полотна панорамы и установке предметного плана. А полотно панорамы получилось огромным: длиной в 115 м, высотой в 15 м, расстояние от зрителя до самого полотна – 13 м. Кстати, современный кинотеатр "Ролан" располагается сейчас именно на том месте, где с 1912 по 1918 гг находился деревянный павильон "бородинская панорама" по адресу Чистопрудный бульвар дом 12-а. Его построили на территории одного из прудов, которые осушили.

Работа над 3-ей и последней панорамой художника отняло у него много сил и здоровья. Но работой он был доволен: «…панорама Бородино удачна и лучше севастопольской», - писал он.

В зале музея "Бородинская панорама". Пожар Москвы с аудио оформлением - картину пожара дополняет звуковое сопровождение пожара для полного ощущения ужаса происходящего.
В 1913 г Рубо на время уехал в Германию, но остался там до конца жизни. Вместе со своей второй женой Эльзой и детьми художник поселился в Мюнхене. В качестве поместья для семьи он построил небольшой дом в окрестностях города недалеко от озера. Там он стал страстным и очень способным приверженцем парусного спорта. На собственной парусной яхте он принимал участие в различных соревнованиях и регатах и весьма успешно. Он много рисовал пейзажей.

Начавшаяся война в Европе, а затем Гражданская война в России, не позволили художнику, французу по национальности, прожившему большую часть жизни за границей, возвратиться в Россию.

И все же, живя в Баварии, Рубо всегда ощущал свою связь с Россией, ведь его работы, написанные в России, стали своеобразным выражением любви и уважения к русскому народу и его истории.

Революция 1917 г в России перевернула жизнь страны.

28 декабря 1917 г здание панорамы «со всем имуществом и картиной профессора Рубо» было передано электротехнической школе. Некоторое время здание панорамы использовалось для проведения новогодних пролетарских елок, затем в его стенах разместился литературно-художественный кружок «Трибуна». А весной 1918 г здание панорамы пришло в полную негодность. Полотно сняли, навернули на деревянный вал, и почти 40 лет оно хранилось в таком состоянии, порой в самых неблагоприятных местах - под сценой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж». В 30-40е годы неоднократно поднимался вопрос о восстановлении панорамы, но решение этого вопроса все время откладывалось.

В 1939 г специальная комиссия, возглавляемая Академиком И.Э. Грабарем, осмотрев холст, пришла к выводу о невозможности его восстановления: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у села Семеновское, холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.

И все же в начале 50-х годов реставраторам удалось возродить полотно, казавшееся утраченным навсегда.

11 июля 1962 г панораму на специальных конструкциях доставили в предназначенное для нее здание, и уже на месте сшивали отдельные фрагменты, выравнивали тонировку красочного слоя. Предметный план пришлось создавать заново по сохранившимся изображениям.

Здание Бородинской панорамы в Москве на Кутузовском проспекте. Архитектурное решение здания довольно необычно. Центральная часть – цилиндрической формы сооружение, напоминающее барабан, создано из стекла и бетона. Высота его около 23 м, диаметр – 42 м. «Барабан» облицован стеклянными плитами, покрытыми серо-голубой керамической краской. При разработке проекта здания были учтены рекомендации
Ф.А. Рубо, данные для строительства деревянного павильона панорамы
в 1912 году.

18 октября 1962 г панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» предстала перед первыми гостями в новом здании на Кутузовском проспекте.

На каменном цоколе вокруг здания панорамы уложены 68 трофейных орудия, отбитых русскими войсками во время преследования отступающего противника, переданные из Музеев Московского Кремля.

Скульптуры вокруг памятника Кутузову.


До конца жизни Франц Рубо жил в Мюнхене, где скончался в марте 1928 г. Художник был дважды женат. Первая его жена умерла, оставив ему 4-х детей. Во втором браке у Рубо также было 4-ро детей. Внучка Франца Рубо Сильвия Рубо родилась в Мюнхене в 1941 г. Она художник-абстракционист и окончила Мюнхенскую Академию художеств, ту же, где учился ее знаменитый дед.

Внучка художника Сильвия Рубо


Наша компания - туроператор по ОАЭ.
Но мы будем рады помочь Вам в любом путешествии,
ведь мир так разнообразен и прекрасен!
Звоните! Приходите! И путешествуйте!

Туроператор
«Максима Тревел»
+7(495) 743-30-57
Москва, ул. Пятницкая д. 28 офис. 6


ПОМОЖЕМ В ЛЮБОЙ СТРАНЕ:
- в подборе группового или индивидуального тура,
- в подборе и бронировании отелей,
- в подборе экскурсий,
- с оформлением виз,
- с покупкой билетов на самолет,
- с арендой автомобиля.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий